30-градусная ростовская жара. «Для нас это еще не жара», — говорит Денис Шкуратов, сопредседатель Ростовского сигарного клуба.
Мы едем по Ростову-на-Дону, а я вспоминаю мороз и дикий ветер хабаровского января, когда мы проводили первое заседание в рамках проекта Dunhill wave – местные журналисты попросили нас с Григорием Тельбуховым, руководителем краевого отделения Российского сигарного союза, дать интервью прямо на центральном проспекте города и при этом снять шапки – чтобы показать, как должно быть неуютно курильщику, который хотел бы курить, но должен при этом соблюдать антитабачный закон. Стоя на хабаровском ветру и морозе, я понял, насколько реальна смешная фраза Сергея Довлатова: отморозил пальцы ног и уши головы.
А в мартовской Рязани мы свернули на подъезде к городу в лес, чтобы поискать первые подснежники, и засели в полутораметровом снегу.
В Ростове все холодное вызывало очень теплые воспоминания.
Начатый в январе, проект Сигарная волна перевалил через экватор – пройдена половина года: Хабаровск, Екатеринбург, Омск, Рязань, Саратов, Волгоград, Валдай, Москва. В сентябре будут вновь Саратов («Арбузный фестиваль. Дым над Волгой») и Санкт-Петербург.
Итоги подводить рано, но все же отметить важные моменты Сигарной волны Dunhill уже можно.
Прежде всего — растущий интерес к Dunhill, марке с давней и неровной историей: она знала и большие взлеты, бывали и сложные времена. Московская компания One Trade (тогда ее возглавлял Антон Крупенин – теперь он решает задачи в материнской структуре – ГК СНС, передав управление своему заму Сергею Бутрову) взялась за Dunhill в нелучшие для бренда времена. И начала с того, что в 2012 году выкупила сигары, которые, по мнению курильщиков и по мнению новых продавцов, не отвечали качеству имени марки. Шаг был рискованный – такого себе не позволял до этого никто из импортеров. Кроме, пожалуй, Зино Давидофф – он сжег в 1989 году все кубинские Davidoff по той же причине: качество сигар не отвечало качеству имени. Dunhill предложил продавцам свою программу — либо возврат денег, либо замену старых Dunhill на Dunhill новый. Так началась новейшая история марки. Результат – количество магазинов, предлагающих Dunhill любителям сигар увеличилось, выросло качество хранения сигар и продаж. Параллельно шла и работа над новыми мешками брэнда.
На этом этапе и возникла идея Dunhill wave – Сигарной волны, которая пойдет из города в город, от клуба к клубу. Не просто проходили первые дегустации Dunhill, но уже через какое-то время Сигарную волну стали активно приглашать к себе региональные сигарные клубы – мы, например, никак не могли доехать до Волгограда, потому что Максим Сюзев настаивал на том, что сначала мы обязаны появиться с Сигарной волной в Рязани, потом также настойчиво заявлял свои права на проект Всеволод Топонаров из Омска.
Для меня второстепенным, но очень значимым показателем дегустации, является то, насколько активна аудитория – вовлеченность в процесс самой дегустации. Это, конечно, здорово, когда каждый высказывает свое мнение о сигаре, раскладывая ее вкусы, предлагая сочетаемость с алкогольными напитками. Для меня важнее другое – когда коллектив, оттолкнувшись от темы встречи, вдруг начинает генерить. Так в Саратове возникла идея арбузного фестиваля (он пройдет 9-11 сентября, и фестиваль поддержит One Trade), а в Ростове – идея сигарной навигации, сплава по Дону на плотах, которую мы планируем на июль 2017 года (надеюсь, в знак признательности Сигарной волне Dunhill мы сможем открыть этот сплав, например, Dunhill Churchill 1907). В Рязани появилась идея на каждом событии Сигарной волны Dunhill дарить от имени регионального клуба сигарную пепельницу. Одна из них была вырублена из соснового полена в лесу в рамках дня Dunhill на Валдайском табачном форуме (июнь-2016), другую сделал москвич, банковский трейдер Влад Рябиков, третью подарил отец одного из членов Саратовского сигарного клуба.
Сигарная волна открыла несколько новых имен российского сигарного сообщества — Дмитрий Мелешкин, член Рязанского сигарного клуба, его точные и умные мнения о сигарах я всегда читаю с большим удовольствием; или Анатолий Раскин, который, по моему мнению, вполне может стать «сигарным силовиком» – войти в число самых авторитетных сигарных персон России.
Сначала планировалось, что Сигарная волна Dunhill поможет открыть сигарному сообществу новые черты старого сигарного бренда. Но проект быстро вышел за рамки локальных задач, обогащая сигарную культуру новыми именами и новыми инициативами. Так бывает. Не всегда. Но тогда, когда повезет или когда что-то делается по-настоящему. В случае с Dunhill wave, наверное, — и то, и другое.
Андрей Лоскутов,
президент Российского сигарного союза