Хабаровск встретил настоящей зимой – мороз и солнце, причем мороз жесткий – с сильным ветром. И все же возникало ощущение ненастоящности этой зимы. Потом понял – снег не хрустит. Помню еще со школьных уроков физики, что снег начинает хрустеть после минуса шести. А тут все минус двадцать, и не хрустит. Григорий Тельбухов, руководитель Хабаровского краевого отделения Российского сигарного союза, пояснил, что снег выпал давно – в ноябре. Наверное за эти два месяца весь выхрустел.
В Хабаровск я приехал ради двух задач:
– как исполнительный директор Движения за права курильщиков принять участие в совещании, которое проводила Хабаровская краевая дума по проекту краевого антитабачного закона;
– как президент Российского сигарного союза провести стартовую встречу нового общероссийского проекта Dunhill-wave – Сигарная волна Dunhill.
Хабаровск продолжил удивлять.
Совещание в краевом законодательном органе собрало ведущих депутатов, представителей органов госвласти, полиции, Роспотребнадзора, медиков, общественников, выступающих против табака. Традиционное по составу совещание должно было рассмотреть традиционный набор антитабачных мер – запретить-запретить-запретить и еще немного ограничить, к чему мы уже привыкли за последние три года. Но с первых слов открывшего заседание заместителя главы краевой думы Юрия Матвеева стало ясно — собрались здесь не для того, чтобы отбыть номер, а чтобы работать по-серьезному.
— Мы должны принять такие решения, которые будут не просто понятны нашим гражданам, а которые смогли бы ими выполняться. Большинство ведь понимает, что курить вредно, но курить-то продолжает. Если мы еще раз скажем, что курить – это плохо, они еще раз послушают и продолжат курить. Наш краевой закон должен быть удобен для всех жителей края, и курящих, и не курящих, тогда он, этот закон, будет выполняться, — сказал Юрий Матвеев.
Здесь , в Хабаровске, не только начинается утро Родины (куранты бьют на Спасской башне полночь, а тут уже встает солнце, хлопают двери домов – люди выходят на работу). Здесь, как мы увидели, начинается и осознание реальной ситуации: власть не просто принимает законы, которые должны выполнятся, но такие законы, которые можно выполнить.
Первоначальный проект регионального антитабачного закона предусматривал меры тотального запрета курения в парках, на набережных и улицах. Но в парки, на набережные, на улицы 600-тысячного Хабаровска выходят не только те, кто не курит, но и 170 тысяч курящих. Если им будет запрещено курить на улице, они все равно закурят, нарушая закон, и к каждому из них, как и признал представитель краевого МВД, полицейского не приставишь. Значит, должны быть не только ограничения – здесь курить нельзя, но и места, где «льзя».
— Иногда я иду утром по парку, — рассказывал Юрий Матвеев, – а передо мной курильщик. Знаете, не приятно. Тем более за свою жизнь я не выкурил ни одной сигареты. Мы можем ему запретить вот дымить в парке, где некурящие, где дети? Можем. Но если кроме запрета не сделаем ничего для него, для курильщика, он так и будет курить. Значит, надо создать. И тогда уже строже спрашивать с нарушителя, штрафовать. Согласны?
Согласились не только противники табакокурения, но и мы с Григорием Тельбуховым. Более того, поддерживая этот конструктив власти, предложили совместно с мэрией Хабаровска создать на набережной Амура, где будет введен запрет на курение, оборудованное место для курения. Поддержали и законодатели и исполнительная городская власть.
Григорий Тельбухов передал также наши предложения в региональный законопроект. Будут они приняты или нет, — покажет самое ближайшее будущее, но уже на этом совещании стало очевидно: отношение к проблеме табакокурения у власти начинает меняться.
Может, снег здесь какой-то ненастоящий, но власть в Хабаровске – такая, какая она должна быть, умеющая слышать, видеть и думать. Это вызывает уважение.
Проект «Сигарная волна» мы придумали почти год назад на заседании Рижского клуба, куда я в рамках Российского года Davidoff приезжал представлял свою книгу «Зино Давидофф». Тогда в разговоре с коллегами – Кириллом Григорьевым, Денисом Ивкиным, Леонидом Вельковичем, Евгением Тарвидсом – и возникла эта идея: провести в течение 2016 года сигарную волну – прокуры одной и той же сигарной марки – так, чтобы эти дегустации переходили бы из клуба в клуб по всем 50 сигарным объединениям Российского сигарного союза. Вопрос был в том, какая сигарная марка поддержит Российскую сигарную волну.
Марка определилась потом в Москве на встрече с компанией One Trade, которой тогда руководил Антон Крупенин (теперь он возглавляет в управляющей компании СНС все направление OTP, Other tobacco products, передав управление One Trade своему заместителю Сергею Бутрову).
One Trade – член Российского сигарного союза, а также эксклюзивный импортер сигар Dunhill и ряда других сигарных марок, например, GMD.
— Мне показалась интересной идея Сигарной волны, в которую включаются друг за другом ведущие сигарные клубы России, — сказал Антон Крупенин. – Для нас это хорошая возможность познакомиться с сигарным сообществом России – представить себя и узнать мнение самых опытных курильщиков о тех сигарах, которыми занимаемся мы.
Мы решили с Антоном Крупениным и Сергеем Бутровым стартовать в январе. Но старта сделать два: оттуда, где начинается день – с Дальнего Востока, Хабаровск, и из самого высокого сигарного лаунжа России, расположенного на 50-м этаже офисного центра Екатеринбург. Самый дальний и самый высокий!
Идея сигарной волны – это идея объединения: мы все, расположенные в разных часовых поясах, в разных городах, прокуриваем одну и ту же сигару (собственно, это и есть главная идея Российского сигарного союза – идея единства).
Хабаровский старт был интересен еще и тем, что сигарное сообщество этого города разделено: дистрибуторы – сами по себе, продавцы – сами по себе и сами по себе те, кто курит. Можно ли их объединить?
В Хабаровске есть сильное отделение СНС, которое возглавляет Максим Попов. Есть качественный сигарный магазин «Гавана» Григория Тельбухова и его помощницы — супруги Дарьи. И есть лучший в регионе частный клуб «Дом мисисс Хадсон» Рональда Ли и Джейн Стро (Леди Джейн говорит про сигары: «Я уже давно являюсь любительницей и ценительницей сигар! Что может быть лучше, чем после вечера трудного дня раскурить ароматную сигару, да еще и в достойной компании?!»). Все эти люди, живущие в одном городе, только слышали друг о друге, но не пересекались. Dunhill-wave их пересек.
Я был поражен, когда в конце вечера Мистер Рокфеллер – дворецкий «Дома мисисс Хадсон» (Рональд Ли и Джейн Стро – владельцы, а в самом лаунже, работающем, кстати, 24 часа в сутки, постоянно находятся, сменяя друг друга, его дворецкие, в т.ч. и Мистер Рокфеллер, принимавший гостей в этот вечер) – выдал всем участникам ключи от «Дома мисисс Хадсон». Ключи не символические – два ключа от двух входных дверей: «Дом мисисс Хадсон» — закрытый клуб, зайти сюда могут только те, у кого есть такие ключи. Или их друзья.
Я считаю, что этот шаг по объединению сигарного сообщества Хабаровска – символический и убедительный старт общероссийского проекта Dunhill-wave – Сигарная волна Dunhill. Как минимум, в этом идея Сигарной волны себя уже начала проявлять.
Следующий город – Екатеринбург, 3 февраля, 50-й этаж комплекса “Панорама”. Оттуда открывается вид на всю Россию.
Андрей Лоскутов,
президент Российского сигарного союза
p.s. Одним из итогов проекта может стать книга «Сигарная волна Dunhill», которая будет состоять из очерков о тех, кто в разных городах принял участие в этом проекте. Кандидатура от Хабаровска – ее мы выбрали единогласным голосованием – Рональд Ли, человек, изменивший себя: поменял имя, профессию, отказался от комфорта и обустроенности прежней жизни, переехал в гараж – не потому, что так захотелось, просто другого жилья не было. Теперь он, путешествуя по миру, останавливается в пятизвездных отелях. А жизнь по-прежнему продолжает менять – гастрономическую, сигарную и шире — культурную жизнь Хабаровска. Но подробнее об этом – в книге «Сигарная волна Dunhill».
Сигары Dunhill-wave-Хабаровск:
DUNHILL DOUBLE ROBUSTO
CASTILLO DEL MORO GRAN ROBUSTO, GMD