Брейгель как единственная реальность

События
Биография Брейгеля небогата фактами – вследствие почти полного отсутствия документов. Но зато два десятка картин разворачиваются в умелых руках искусствоведа Олега Грознова в захватывающие воображение версии.

Ранний Брейгель – серия картин о «безумии мира» – включает в себя «Детские игры», «Битва Масленицы с Постом» и «Нидерландские пословицы». Художник (а вместе с ним и мы) будто обозревает мир с высокой точки. Перед нами расстилается обширный пейзаж, городской или сельский, заполненный множеством фигур, разбитых на отдельные, не связанные друг с другом группки. Верный принципам средневекового миропознания, Брейгель уподобляет свои картины суммам или энциклопедиям, стараясь до конца исчерпать в рамках одного произведения выбранную им тему.

Так в «Детских играх» предстают все возможные варианты развлечений, на которые только была способна ребятня того времени. Здесь почти (или совсем) нет взрослых. Возможно, произведение – часть незавершенного цикла о возрастах человека, но, может быть, Брейгель просто напоминает нам, что в глазах бога – мы, независимо от возраста, лишь малые дети.

«Нидерландские пословицы» столь же избыточны, переполнены персонажами, и каждый – иллюстрация какой-то поговорки. Вот, например, сортир, из которого торчат две задницы. «Вместе ходить в сортир» – это все лишь жить в ладу и согласии. Так раньше говорили голландцы. По-нашему: два сапога пара или – это клад, когда у мужа с женой лад.

Олег Грознов подробно разобрал и знаменитую картину Брейгеля «Пейзаж с падением Икара»: мир, природа, пахарь, рыбак – никто из них не заметил бедолагу-Икара, дерзнувшего подняться к солнцу.

Предпоследняя работа Брейгеля – «Сорока на виселице» – возможно тоже иллюстрация местной̆ пословицы: «Дорога к виселице ведет через веселые лужайки». Впрочем, произведение можно трактовать иначе. «Сороками» в Нидерландах называли сплетников и доносчиков. Значит поздний̆ шедевр Брейгеля вполне мог возникнуть как реакция на политические процессы, в результате которых вспыхнула Нидерландская революция. Брейгель в свой предсмертный̆ час иносказательно предостерегает соотечественников от сотрудничества с испанскими властями, намекая, что за доносы они могут заплатить жизнью (напомним, во времена Брейгеля Нидерланды принадлежали Испании, однако в последние годы жизни художника национальное самосознание начинало просыпаться).

Предостережение миру – полотно Брейгеля «Притча о слепых». В его основе строки из Библии: «а если слепой ведёт слепого, то они оба упадут в яму» (Мф 15:14). Интересно, что все слепцы, изображенные на картине – опять тот самый энциклопедизм: желание охватить предмет целиком, представить зрителю все существовавшие на тот момент варианты слепоты. Хотя, конечно, картина писалась совсем не как медицинская иллюстрация.

В образе вавилонской башни, которую художник писал минимум дважды, можно отдаленно узнать очертания Колизея, редкое – если не единственное – отражение в творчестве Брейгеля его римских впечатлений – от поездки в Италию, совершенной в молодые годы.

На первой – самой известной – картине на этот сюжет мы видим вавилонскую башню в период строительства. Однако, если приглядеться, можно заметить, что нижние этажи уже проседают под тяжестью верхних, а значит вся эта дерзновенная авантюра, бросающая от лица человека вызов богу, окончится для людей, строителей башни, небесной карой.

В наследии Питера Брейгеля Старшего, наверное, самое известное полотно – «Охотники на снегу»: зимний пейзаж, в который, как кажется, вписан весь мир, ибо тут и реки, и горы, и села, и леса, и море… А на переднем плане бытовая, прозаическая зарисовка: охотники идут меж деревьев, сопровождаемые сворой собак.

Этот пейзаж вдохновлял великого Тарковского: он процитирован в «Солярисе», в котором, как мы помним, потрясающий финал – камера поднимается над землей и оказывается, что все мы, наши дома, сама наша земля – плод воображения Океана. И одно только реально и настояще – «Охотники на снегу».

Питер Брейгель Старший прожил немногим больше 40 лет, оставил трех детей, сорок картин. Он умер 453 года назад.

Фотографии Ульяны Селезневой

Оцените статью