Он вошел в зал с огромным черным кофром и начал извлекать из него большую блестящую трубу. Григорий Дьяченко – тубист, человек, играющий на тубе, медном духовом музыкальном инструменте, большом и красивом.
Чтобы было понятно, что такое туба, скажу, что даже в самом богатом симфоническом оркестре всего один тубист. Может быть восемь скрипок, шесть альтов. Контрабасистов будет несколько. Даже арфистов может быть два. Но тубист — один. Вообще, в симфоническом оркестре два одиноких человека – дирижер и тубист.
Как приходят в тубисты?
— По росту, – говорит Григорий Дьяченко. – На меня посмотрели в музыкальной школе, сказали: этого – на трубу.
Он действительно на вид совсем не субтильный паренек. Широкий, основательный. Мог бы, например, борцом быть. Но пошел в музыку. Сначала музыкальная школа в Калуге, потом – в Москве. Московская государственная консерватория, а сейчас – аспирантура при консерватории. Странно, но в его роду музыкантов не было, если не считать деда, игравшего на балалайке.
Почему мы решили сделать вечер тубиста? Во-первых, потому, что название инструмента созвучно названию сигарной упаковки – тубе, мы даже говорим «тубированная сигара». Во-вторых, потому, что вечер тубистов решили провести и наши коллеги из Берлинского сигарного клуба. Они пригласили к себе тубиста Берлинской штатсопера. Могли ли мы остаться в стороне, учитывая музыкальный статус нашей державы – примерно 70 процентов всей симфонической музыки мира – русская. И, как недавно устроили прокур сигары совместно с Венским, Московском и Уральским сигарными клубами, так и в этот февральский вечер мы решили послушать музыку и покурить сигары на два клуба — вместе с немцами.
Сначала хотели – тубированные, для полноты образа. Но потом к нам присоединился Игорь Федотов, Санкт-петербургская табачная компания, который представил сигару, выпущенную специально под пиво — Quesada Oktoberfest Bavarian (140 х 52). Игорь прибыл на вечер с руководителем своего московского представительства Ириной Летуновской и коробкой сигар. Сигара под пиво пошла хорошо: вечер проходил в St. Peters & St. Anton – традиционном английском пабе, Никитский пер., 2. А еще лучше пошли под музыку сами Игорь Федотов и Ирина Летуновская – они, как оказалось, очень неплохо разбираются не только в сигарах.
Но центром вечера была, разумеется, туба. Она и удивляла, и очаровывала. Странно слышать, как эта огромная дудка (если раскрутить тубу, а это — труба, свернутая в спираль, то длинна инструмента составит 4-6 метров) может быть не только грозной – все-таки самый низкорегистровый инструмент среди всех духовых, — но и нежной, и лиричной.
Конечно, сама по себе туба инструмент не сольный. Тубу сопровождала концертмейстер, милая японская девушка Саори Тесима, она играла на пианоле.
По сценарию, вечер должен был состоять из рассказа Григория Дьяченко и музыки. А потом – ответов Григория на наши вопросы. Но сценарий довольно быстро сломался – вопросы стали задавать сразу. И вопросов было много. Марина Неклюдова, сотрудник кафедры духовых инструментов консерватории (она помогла в организации этого вечера – нашла Григория Дьяченко, предоставила пианолу и сидела тихо в самом уголке зала, заказав себе только капучино) отметила «отзывчивость зала». Да, многие до сих представляют себе любителей сигар толстыми буржуями, пресыщенными жизнью. Наверное, есть и такие. Но только не среди нас.
Какие были вопросы? Профессионального характера – о взаимодействии тубы с другими инструментами. Бытового – туба занимает довольно много места, передвигаться с нею не просто. Шуточные – как целуются тубисты (этот вопрос был задан и самому Григорию и его концертмейстеру Саори. Григорий отшутился, а Саори покраснела и опустила глаза). И про отношение к табаку.
— Отношение к табаку – как у всех людей. Кто-то курит, кто-то – нет. Я, например, курил, но бросил, — сказал Григорий Дьяченко. – Но духовикам курить сложно – за одну затяжку полсигареты выкуривается.
Когда Григорий стоит к человеку ровно в фас, то первое, что бросается в глаза, — необыкновенно широкая грудь. Дыхалка у духовиков – наверное, главнее всего. Хотя сам Григорий говорил, что играет не труба, играет человек. И уточнял – губы и голова. Но мне кажется, что губы и голова – это потом. Сначала – легкие.
Человек играет на трубе, а судьба играет человеком. Как сложится будущее этого молодого талантливого музыканта (ему 24 года)? Будет играть в ведущем российском симфоническом оркестре? Уедет за рубеж? Как бы ни сложилось, Григорий Дьяченко производит впечатление – замечательная музыка и замечательный парень.
Мой последний вопрос немного его обидел: есть ли туба в российском гимне? «Еще бы. Попробуйте себе представить торжественный гимн без тубы!»
Андрей Лоскутов, текст
Артур Шиляев, фото