Сигарный университет. Записки студента. День восьмой

События

         «Сигара в кино» -  тема восьмой лекций в Сигарном университете. Главный кинокритик сигарного сообщества Анатолий Рычков рассказал нам о роли курения в российском и зарубежном кинематографе.

«Сигара в кино» —  тема восьмой лекций в Сигарном университете. Главный кинокритик сигарного сообщества Анатолий Рычков рассказал нам о роли курения в российском и зарубежном кинематографе.

В советских картинах сигара впервые появилась в легендарном «Чапаеве», когда капелевцы шли в атаку, покуривая нечто, напоминающее гавану. В 30-40-е годы в СССР снимали ленты, в которых зачастую курящие персонажи в конце фильма отказывались от привычки, что служило дополнительным доказательством – герой встал на путь исправления. Сигара в зубах героев советских фильмов должна была подчеркивать их комизм (Голохвастов в картине «За двумя зайцами»)  или их подлость (Зурита в «Человеке-амфибия», Паратов в «Жестоком романсе»). В любимых с детства картинах мы неизменно находим человека с сигарой – курит Абдула в «Белом солнце пустыни», враги советской власти в «Неуловимых мстителях», искатели клада в «Невероятных приключениях итальянцев в России». А в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя» Александр Калягин, сыгравший псевдо тетю Чарли, даже получил из-за сигары производственную травму, когда по сюжету должен был спрятать горящую витолу в платье.

В современных российских картинах единственная «смысловая нагрузка» сигары – подчеркнуть статус курящего, либо его приверженность красивому образу жизни. Вспомните картины «День выборов», «Глянец», «Особенности национальной охоты» и «…рыбалки».

В годы перестройки и постперестройки снимались даже картины, посвященные выращиванию табака и скрутке сигары,  – «Джек Восьмеркин — американец». Эта комедия, конечно, не учила азам профессии торседора, просто в ней незадачливый русский Ваня пытался вырастить табак в деревне, чтобы потом скрутить из него сигары и продавать землякам. Сказочно разбогатеть герою, конечно, не удалось, так как несознательные земляки заморский товар не покупали и только когда их перекрутили чуть ли не на мясорубке и стали продавать на развес под видом американской махорки, бизнес пошел. Зато зрители картины, в данном случае сигарные студенты, смогли посмотреть, как растет и сушится табак.

В западных картинах середины прошлого века сигара стала атрибутом власти, денег и даже насилия. Марлен Дитрих с сигареткой породила моду на загадочный субтильный женский образ, неизменно пускающий дым. В картинах Дэвида Линча сигарета вспыхивала как взрыв Хиросимы. И даже в такой, казалось бы, детской кинокомпании как Уолт Дисней в 75% картин кто-то из персонажей обязательно курит.

Кстати, в отечественных мультфильмах герои также не редко дымят. Волк из «Ну, погоди!»  почти всегда предстает перед зрителями с папироской, сигара не редко возникает и в мультфильме «Приключения капитана Врунгеля» и даже нейтральный персонаж – директор цирка из «Каникул Банифация» затягивается сигарой прежде чем отпустить нарисованного льва в отпуск навестить в Африке свою бабушку.

Просматривая киноподборку А. Рычкова, сигарные студенты пытались угадать название сигар, которые курят персонажи. Бросилось в глаза, что киногерои не пользуются гильотиной, предпочитая откусывать кончик сигары, прежде чем закурить. А Заза Непаридзе даже отметил, что нередко актеры делают вид, что затягиваются сигарой, но дыма при этом почему-то нет.

Чтобы Станиславский не мог нам закричать свое знаменитое «не верю», сигарные студенты во время занятия с наслаждением выпускали дым, глядя как страдают экранные «афисионадо». Ведь они не могли повторить наше действо, им постоянно что-то мешало: то враг наступает («Чапаев»), то нужно кормить аквариумных рыбок… размельченными сигарами («Ты – мне, я – тебе»).

Когда  сеанс был окончен, впервые за время десятого сигарного триместра студенты захлопали, так, видимо, все были рады тому, что свои витолы не нужно скармливать рыбам или горящими прятать под одеждой.

 
 

Алена Булавка

 

 

Оцените статью