В кино курить теперь нельзя. Не в кинозале – это-то запретили лет шестьдесят назад, а в самих фильмах. Российская генпрокуратура обратилась с письмом в Федеральное агентство по культуре и кинематографии, и агентство официально распорядилось: госсредства для фильмов, где курят, выделяться не будут.
Надо ли бороться с кинодымом? – с этим вопросом мы обратились к разным людям.
Андрей Лоскутов, президент Московского сигарного клуба:
— Табак однажды уже запрещали – тотально, по всему миру, везде. Кроме кино, которого тогда, в семнадцатом веке, еще не было. Кстати, именно кино возродило в СССР интерес к сигаре. Сигара впервые публично появилась в фильме «Чапаев» (1934 год). Там каппелевцы идут в психическую атаку, и офицер курит сигару. Братья Васильевы знали, что реальная атака происходила зимой, но перенесли действие в теплое время года – зимой нельзя курить сигару. Им нужна была сигара – как символ другой жизни. Можно вырезать табак, но искусство – это язык символов.
Андрей Тихонов, футболист:
–Я сам к курению отношусь отрицательно, но бороться с этим стоит по-другому. Лучше бы запретили фильмы про всяких маньяков и преступников.
Ксения Собчак, светская львица:
– Я считаю, что так жестко не надо, потому что иногда это часть образа человека. Как можно представить образ Анны Ахматовой без сигареты, Черчилля без его сигары? Теряется историческая достоверность. Как снять фильм про поэтов Серебряного века – многие же курили! И я не считаю, что это пропаганда, таким же образом пропагандой может быть все что угодно. Современные идолы также дополняют курением свой образ, и ничего в этом такого ужасного нет.
Андрей Малинин, писатель, автор книг о табаке:
— Я считаю что это очередная дурость. Если сигарета или процесс курения органично вписываются в само действо, которое разворачивается в кинокартине, тогда зачем запрещать? В некоторых произведениях сигареты несут смысловую нагрузку — например, Волк из «Ну, погоди!»: папироса в его зубах играет конкретную роль, она определенным образом его характеризует. Это один из вариантов цензуры, когда художнику, а в данном случае кинорежиссеру, ставится условие. Это абсурд. Все эти меры ведут в никуда, выбран неправильный подход. Проблему табакокурения нужно решать не такими методами.
Никита Джигурда, актер:
– Считаю, что это предложение – само по себе маразм. Лучше бы озаботились тем, как убрать с экранов убийства и насилие. А ежели человек курит в жизни, то он и в кино хорошо смотрится с сигаретой. Надо не запрещать, а просвещать – рассказывать о вреде курения и пропагандировать здоровый образ жизни.
Ольга Будина, актриса:
– Абсолютно поддерживаю наше правительство в его желании убрать курение с телевидения. Безусловно, не нужно вырезать сцены с сигаретами из старых фильмов, но нужно подумать о запрете при съемках новых картин. Еще, на мой взгляд, стоит побеспокоиться о том, чтобы в фильмах не было кадров, которые подробно рассказывают, как правильно грабить банки, шпионить, доставать и колоть наркотики.
Вячеслав Кирсанов, владелец сигарной марки Kirsanoff:
— Мое мнение — однозначно негативное. Сигареты люди увидят и так на улицах, а благодаря демпинговым ценам — они все более и более популяризируются. Cигары — более дорогой продукт, и если человек видит в телевизоре такую картинку — он стремиться стать таким же: успешным, зарабатывающим деньги и т.д.