Восьмая сигарная экспедиция была на Север. Хотя – ха-ха! – какой это север: выехали из Москвы при +32, приехали в Новгородскую область при + 30…
Но все же и не юг. Один из участников – Алексей Филяев – приехал сюда из Рязанской области, из-под Луховиц, где просто страшно: и нечем дышать, и все эти разговоры о сгоревших деревнях.
Здесь же единственный запах дыма – запах от костра. Правда, я заметила, костер уже не был таким уютным очагом, как в прошлые экспедиции. Мы больше просиживали в воде (не знаю, сколько в ней было градусов – в районе тридцати), чем у костра.
Место было очень удачным – длинная коса, вдающаяся в озере. На косе – сосны и можжевельник. И несколько муравьиных куч. Поначалу рыжие соседи нас сильно напугали. Ульяна Селезнева, стартовавшая в составе авангардной группы (мы всегда стараемся так делать: первая группа ставит палатки, обустраивает стоянку – столовая, холодильник и – простите – туалет), стала слать в Москву, основной группе СМС – мол, полно муравьев. Но рыжие нас почти не беспокоили, жили какими-то сугубо своими муравьиными заботами. А потом местный рыбак – Миша Борода – сказал нам: место (они его называю Долгий Рог) самое правильное, где есть муравьи, никогда не будет змей. Другие же туристы рассказывали, что гадюк в этом году необычно много. Но у нас, на всякий случай, была с собой сыворотка от змеиного укуса.
Жара продолжается и сейчас, когда я пишу эти строки. Поэтому много писать не буду. Выделю самое необычное в этой восьмой сигарной экспедиции.
Самый необычный участник – Али Альбетков. Он приехал последним. В пятницу, а утром в воскресение уже отбыл обратно. Приехал – внимание! – не мотоцикле. Пятьсот кэмэ в одну сторону! Под Торжком пробил колесо, ремонтировался, потом искал дорогу в новгородских лесах. В общем, показал себя настоящим новопроходцем.
Мы необычно много курили. Проплывающие мимо Долгого Рога рыбаки втягивали носом воздух. Пару раз нас окликнули – что курим? Как ни странно, самыми подходящими к этой погоде были не гаваны. Но их-то у нас оказалось мало. Собственные запасы быстро иссякли, и мы все чаще заглядывали в дорожный хьюмидорный ящик президента Российского сигарного союза Андрея Лоскутова. И когда Андрей последним покидая стоянку, решил в ожидании лодки закурить сигару, то в хьюмидоре обнаружил только одну сигару – здоровенную BHK 56. Пафосная сигара в такой непафосной обстановке!
Нас удивил лес – стоило отойти от стоянки на пару сотен метров, как тебя окутывал плотный влажный воздух. Правда, очень вкусный – хвойно-травный. И такой густой, что, казалось, его можно было нарезать кусочками и есть.
Удивительным был аппетит – впервые мы съели все, ну, то есть абсолютно все, что с собой привезли. А сначала думали, что в жаре есть не будет хотеться, и наш повар Андрей Леонидович (который и на этот раз смог поехать с нами) будет больше отдыхать и купаться. Так, наверное, думал и сам повар – он взял с собой каноэ. Пару раз ему удалось на ней поплавать.
Нас удивили ягоды – мы насобирали пару горстей малины, черники, брусники, костяники и даже необыкновенно редкой и обалденно вкусной княженики. Представляете, что здесь делается в обычный год – сколько ее здесь, этой ягоды.
Самое необычное устройство – аква… Забыла, как оно точно называется – это такое устройство, которое позволяет человеку, как водомерке, скользить по поверхности воды. Не всем удалось сразу освоить этот попрыгунчик. Лучше других получалось у 12-летнего Коли. На аква-попрыгуне важно держать равновесие и постоянно подпрыгивать, тогда конструкция, пружиня, будет нести тебя по воде. Один минус – если отпрыгал от берега на приличное расстояние и вдруг сбился, то всю конструкцию надо будет доставить на берег — она не тонет, но и стартовать с глубины не может.
Про рыбу не говорю – ее было много, лишнюю мы отдавали в соседнюю деревню и другим туристам.
Нам не удалось опробовать мобильную баню, которую Московский сигарный клуб подарил на Черешню-2010 Андрею Лоскутову. В баню в +30 как-то не очень хотелось. Апробацию мобильной бани мы оставляем на следующую сигарную экспедицию.
Лика Лоскутова-Шангуа,
текст и фоторепортаж