День табака

События

     На Сигарный портал пришло сообщение от читателя из Латвии о том, что 11 февраля Петр Первый подписал указ «О табаке». И этот день можно считать Днем табака в России.

     На Сигарный портал пришло сообщение от читателя из Латвии о том, что 11 февраля Петр Первый подписал указ «О табаке». И этот день можно считать Днем табака в России.

     Мы обратились за комментарием к одному из самых авторитетных в этом вопросе человеку – исследователю истории табака, автору трех книг о табаке Андрею Малинину.

     На мой взгляд, отчет надо вести от времен Екатерины II. В 1763 году она издает манифест «О разведении в России разных чужестранных табаков». Что же касается Петра Первого, то здесь другая история. С 1649 года в России действовало Уложение, согласно двадцать пятой главе которого курение табака запрещалось: «кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут торговать, и тем чинить наказание без пощады, под смертною казнею». В 1697 году, также в феврале, но не 11, а 1, Петр Алексеевич подписал указ «О свободном провозе табаку, об отводе в Москве палат, а в городах постоялых дворов для торга табаком, о взимании с оного пошлины и об отдаче торга сего на откуп». Указом дозволялось «всяких чинов людям табаком торговать свободно». И это разрешалось «на Москве и в городах и в Сибири продавать табак и торговать явно».

     Другим указом — 1698 года, 11 июля, «О торговле табаком и табачными трубками Англичану Перегрину Лорду Маркизу фон Кармартену» – Петр жаловал табачную торговлю в откуп английскому адмиралу маркизу де Камертену: «табаком торговать и табачные немецкие трубки и коробочки и иные мелочи, к тому табачному курению принадлежащие, привозить… Маркизу фон Кармартену».

     В 1705 году, 4 апреля, Петр Первый издает еще один указ – «О снятии у иностранца Карла Гутфеля наличного табаку и об учреждении казенной табачной продажи, по примеру питейной». То есть вводится новый порядок продажи табака – через питейные заведения – «и велеть табак продавать кабацким бурмистрам и целовальниками».

     Потом был указ о заведении в России собственного табачного производства (в Ахтырке). Были приглашены зарубежные мастера, которые обучали русских секретам табачного дела. «Быстрота, с какою русские выучиваются и навыкают всякому делу, не поддается описанию», — отмечал в дневнике датский посланник Юст Юль.

     Только не обольщайтесь, — говорит другой исследователь, кандидат филологических наук Андрей Лоскутов (он изучал упоминание сигар в литературных текстах).- Написанное датским дипломатом не относилось к табачному производству. Да и Ахтырская фабричка себя не оправдала – разорилась. Расцвет сигарного дела наступил позже – в первой половине XIX века, когда сигара стала модной, когда ее закурил двор, когда ее закурили Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Герцен, Гончаров.

     В середине XIX века, как сообщает другой исследователь – проф. Игорь Моисеев, в России действовало уже несколько десятков сигарных производств, которые совокупно в год выпускали столько же сигар, сколько сегодня ежегодно выпускает Куба.

     Именно в Риге (откуда Сигарный портал и получил сообщение, ставшее поводом этого комментария) и возникло предприятие немецких предпринимателей Рутенбергов, переехавшее в 1913 году в город Погар, где продолжает действовать и сегодня, являясь единственным сигарным производством России.

 

 

     Сергей Великанов

Оцените статью