Сигарная торговля — бизнес или игра?

События

     Торговля сигарами в России довольно своеобразный и специфический бизнес. Размышления на эту тему длятся у меня уже довольно много лет. И по мере накопления опыта, изменения экономических ситуаций, общественного мнения и т.д. взгляд становился всё более грустным. Ну, да оставим эмоциональную сторону вопроса и сконцентрируем своё внимание на сути самого процесса. Хотя именно эмоциональная часть сигарного бизнеса и является энергетикой всего процесса.

     Торговля сигарами в России довольно своеобразный и специфический бизнес. Размышления на эту тему длятся у меня уже довольно много лет. И по мере накопления опыта, изменения экономических ситуаций, общественного мнения и т.д. взгляд становился всё более грустным. Ну, да оставим эмоциональную сторону вопроса и сконцентрируем своё внимание на сути самого процесса. Хотя именно эмоциональная часть сигарного бизнеса и является энергетикой всего процесса.

     К сожалению, современный обыватель воспринимает торговца табаком как – просто торговца. Хотя работа с табаком, сигарой требует не только знания торгового дела, но глубокого понимания технологий табачного производства, знания истории, географии, социологии, органолептики человека, умения ответить на вопрос и поддержать беседу (а мы знаем, что любители сигар – публика продвинутая).

     Сигара и трубка, элитный алкоголь воспринимаются в России исключительно как модный продукт. Россия лишь часть мирового экономического рынка и очень сильно зависит от тех процессов, которые происходят не у нас, а там — в мировом экономическом пространстве. Мы до сих пор не прошли путь от полного невежества до табачного неофитства, сформировав культуру вкуса. Судьба российской экономики порой так трагична, что рынок элитных товаров, начиная делать первые шаги, получает большую оплеуху и садится на пятую точку. Вот и сейчас он находится на перепутье трех дорог – развиваться дальше, эволюционируя и рискуя финансами, остановиться, стараясь сохранить и удержать уже имеющиеся успехи, или полностью закрыть данную тему и достойно (что ещё надо уметь) уйти с рынка.

     90-е годы: создаются первые табачные компании, предлагающие широкий ассортимент элитных табаков. Завозятся первые хьюмидорные шкафы. Сигара появляется в заведениях. Время «бешеных» денег. Сигара становится аксессуаром (а не продуктом), подчеркивающим принадлежность к «нормальным ребятам при делах». И в мыслях ни у кого не было, что табак может рассматриваться как предмет коллекционирования.

     Миллениум. Начало нулевых годов: Игорь Бухаров, Аркадий Новиков, Владимир Басов, Вилли Альверо, Антон Панасенко, Алексей Сидоров, Сергей Нейман и другие создали понятие моды вкуса, подняв тему культуры потребления алкоголя и табака. Возникли первые винные и сигарные журналы, курсы, обучающие пониманию потребляемых продуктов, тем самым поднимая планку общественного мнения с уровня «быкования» до аристократического шарма. Вот тогда-то основные страны производители и ринулись на наш рынок.

     2008-2009 гг: рынок насытился самыми разнообразными брендами. Конкуренция стала жесткой. Сформировался четкий круг потребителя, который практически зафиксировался на определенном показателе. Закон об ограничении мест курения сократил количество заведений, представляющих в своем меню сигарную продукцию. Закон о запрете продажи табачных изделий поштучно из коробки с одной акцизной маркой существенно сократил предлагаемый ассортимент. Оборот элитного табака и алкоголя по Москве и Питеру существенно снизился, а в регионах просто подошел к нулевой отметке. Постоянные посетители заведений предпочитают брать сигары с собой, что гораздо дешевле, так как ресторанная накрутка на них составляет от 80% до 120%. В Москве, в специализированных табачных магазинах, существенно сократился предлагаемый ассортимент. Пытаются распродать то, что уже имеют в наличии, а уж потом, может быть, вновь сделать закупку новых позиций. О новинках можно и не мечтать. Регионы упали раньше Москвы и Питера. И жестче.

     Впрочем, порадуемся. Падаем не только мы. Андрей Лоскутов рассказал мне, что его приятель, президент Хельсинского сигарного клуба, Юкка Сван характеризовал ситуацию на начало июня как «замечательно плохую» — по его данным, падение он 50 до 80 процентов.

     Сокращение касается продажи дорогих продуктов (вина, сыры, сигары). И эти показатели составляют от 20-50%. Если ещё в 2007 – 2008 гг. покупались вина за 200-300 $ за бутылку, то теперь только за 30-60 $. И это за вино! Покупать сигары от 400 рублей за штуку становится дорого. А если учесть, что ещё и продажа идет в коробках по 3, 5, 25 шт., то вообще цена становится неподъёмной.

     Barclay-Rex, крупнейший магазин сигар, расположенный на Broad Street, недалеко от Нью-йоркской фондовой биржи, сообщает, что клиенты все еще курят, но покупают гораздо меньше. «Эти финансовые парни все еще приезжали к нам каждый день, но не покупали много, а теперь стали брать еще меньше или выбирать менее дорогие сигары», — сказал Pat Gargano, ген. директор магазина.

     Michael Herklots, ген. директор обоих Женевских магазинов Davidoff в Нью-Йорке: «Кризис показывает, насколько клиенты заинтересованы в товаре. Финансовые парни все еще покупают сигары, но они не хотят появляться с ними на людях, чтобы не сложилось мнение, что они празднуют и расслабляются, когда дела идут так ужасно, таким образом, они больше не покупают весьма дорогие сигары. Большинство из них покупает сигары, чтобы выкурить немедленно, а не про запас, как раньше. Уменьшилось количество людей покупающих хорошие хьюмидоры за 15 000 $. Хотя наши аксессуары и принадлежности средней ценовой категории все еще имеют хороший сбыт».

     F. Fakih, совладелец сигарного магазина, на First Avenue: «Продажи сигар, уменьшились на 50%, а аксессуаров — на 75%. Острый спад начался в сентябре, прямо после объявления об американском международном крахе GroupТs».

     Таким образом, независимо от желания участников сигарного рынка, процесс его реструктуризации неизбежен. Три пути, три дороги и русский витязь на распутье у камня думает — курить или не курить?

 

 

     Валерий Пронин

Оцените статью