Андрей Асеев, финансист, в прошлом году придумал и реализовал проект «Коньяк Московского сигарного клуба». По мнению знатоков, один из самых удачных проектов в области сигарного алкоголя: «На меня это никак не влияет. Пока не влияет».
Тимур Беслангуров, юрист, выпускник сигарного университета Вилли Альверо, участник Десятого сигарного фестиваля в Гаване: «В моей ситуации все по-прежнему. Знаю, что цены поднялись, но мое потребление сигар не уменьшилось».
Андрей Юматов, Волгоград, в прошлом – летчик, сейчас – один из руководителей сети табачных бутиков: «Кризис однозначно повлиял на потребление сигар. Если еще летом клиент сети моих сигарных магазинов выглядел таким розовощеким толстячком, всем интересующимся, то сейчас от прежней постоянной клиентуры — лишь скелет. Люди из любопытства, любознательности уже не покупают сигары».
Роман Растегин, Тула, один из победителей Седьмого сигарного чемпионата на длительность курения: «На мое потребление сигар кризис совсем не повлиял, но, например, в заведении, где я работаю, курить, по-моему, даже стали ожесточенней как-то, клиентов стало больше».
Павел Ананьин, экономист, в прошлом году защитил кандидатскую диссертацию: «Как повлиял? Разве что стало больше работы и меньше времени на сигару. Кризис ударил в основном по среднему классу. Кто раньше мог себе позволить часто курить сигары, тот и продолжает это делать. Но больше из-за кризиса курить точно не стали — растет доллар, а вместе с ним и цена на сигару».
Олег Габдуллин, Уфа: «На меня лично, как на курильщика сигар, кризис не повлиял. Я знаю, стали меньше курить в ресторанах, так как люди попросту реже стали посещать такие заведения».
Вячеслав Кирсанов, создатель сигар «Kirsanoff», а сейчас, по слухам, работающий над новым брендом – антикризисных сигар: «Конечно, кризис сильно повлиял на потребление сигар в России. Зимние месяцы были очень плохие по продажам, это связано с тем, что нет никакой стабильности. Люди стали внимательнее рассматривать ценники, просел сегмент high-premium — сегмент лимитированных топовых сигар, сигар редких серий, продается лишь уровень середины и ниже середины».
Владимир Таран, финансист: «На меня? Наверно нет! У меня, как и у многих моих друзей и коллег, даже наоборот выросло потребление сигар за последние месяцы: появилось огромное количество свободного времени, которое мы с удовольствием проводим с сигарой. В клубах, барах люди все так же часто курят. Но в связи с кризисом, как мне кажется, средний и высокий класс курильщиков переходит на более дешевые образцы. Что касается рынка, то объемы поставок сигар будут увеличиваться, чтобы подтянуть их к алкоголю, как дополнению, ведь сейчас объем потребления алкоголя вырос».
Александр Купцов, сигарный эксперт: «Вы знаете, про себя я могу сказать, что стал больше курить сигар! Как-то у меня их много набралось, теперь курю пор 2 сигары в день, хотя раньше курил лишь 2 в неделю. Что касается общероссийской тенденции, то, конечно, продажи сигар серьезно упали. В ресторанах практически не покупают нормальных сигар, в некоторых случаях упали продажи по торговым сетям. Но если вспомнить события десяти-одиннадцатилетней давности, то может все и к лучшему. На рынке останутся самые жизнеспособные, самые прочные, самые серьезные и интересные бренды».
Феликс Банщиков, психиатр, к.наук, СПб: На мое потребление сигар кризис не повлиял, про ситуацию в России — не знаю. Я по возможности покупаю сигары в Европе, где цены, насколько я могу судить, не изменились за последние пару лет, поэтому продолжаю курить сигары с такой же частотой, примерно в таком же количестве, примерно тех же самых марок, что и до кризиса.
Сергей Великанов