Путешествие в прошлое. Двадцатая сигарная экспедиция

События

  С первого взгляда, когда только въезжаешь в Зарайск, он кажется самым обыкновенным, ничем не отличающимся от сотен, даже тысяч подобных ему. Но есть в нем сокровище, имеющее настоящую историческую ценность, – Зарайский кремль. Он был возведен почти пять веков назад и считается единственным полностью сохранившимся из всех кремлей государства Московского.

    Но обо всем по порядку.
Приехали мы в Зарайск не организованный группой, а несколькими, а если точнее – 10 автомобилями. Ехали все в разное время из разных уголков не только Москвы и МО, так как в Двадцатой сигарной экспедиции принял участие и руководитель Коломенского сигарного клуба Сергей Багаев. Местом общего сбора стал, конечно, кремль. В трапезной, расположенной на его территории, мы все и встретились. К нашему приезду здесь все было готово заранее – усталых (и не очень) путников (то есть нас) незамедлительно согрели горячим чаем и душевным приемом. К огромному сожалению, сам о. Петр, о котором мы все столько слышали, встретиться с нами не смог, накануне он заболел, но наше экскурсионная программа от этого никак не пострадала – с городом и его достопримечательностями нас познакомили жена о. Петра матушка Галина, а затем и потрясающий экскурсовод Ирина Станиславовна.
Для тех, кто хотел стать участником Двадцатой сигарной экспедиции, но в силу каких-то обстоятельств не смог этого сделать, расскажу немного истории, а для тех, кто все видел и слышал, это будет повторением. Со слов матушки Галины, все началось в XII веке…
Годом основания села Красного (города Зарайска) принято считать 1146 год. Красное располагалось на слиянии двух рек – Осетра (когда-то в ней было много осетровых рыб) и Монастырки (корни названия не известны). Село находилось в ведении Рязанского князя. Им правил молодой сын Юрия Рязанского князь Федор.
В 1225 году в городе Корсунь (старорусское название Севастополя) в храме, где крестился князь Владимир, служил священник Евстафий. Однажды ночью к нему пришло видение, в котором святитель Николай сказал: «Возьми икону мою и иди в землю Рязанскую. Там хочу быти, и чюдеса творити, и место прославить». Будучи взрослым человеком, имеющим семью, дом, как бы мы сегодня сказали, стабильность, он призыву не внял, да и внять ему было трудно — Евстафий представления не имел, что такое Рязанские земли и где они находятся.
Видение повторилось еще раз, но снова Евстафий не послушался. Николай Угодник явился ему и в третий раз. Но и после этого священник не решался покинуть родной город. За свое непослушание он был наказан слепотой. В скорби, слезах и покаянии Евстафий припал к святому образу, прося прощения и обещая выполнить наказ. Тогда он вновь прозрел.
Отслужив литургию, взяв с собой жену, сына, одного служителя своей церкви и образ святителя Николая, отправился в дорогу. Думал двигаться путем сухопутным, но святитель Николай предупредил, что по той земле ходить опасно. Тогда направился он к устью Днепра, сел на корабль и поплыл вокруг всей Европы – через Черное, Средиземное моря, Гибралтарский пролив – они плыли с этой иконой до Варяжского моря (как тогда называлось Балтийское) и до Великого Новгорода.
Путешествие продолжалось целый год. И было оно не из легких – приходилось пересаживаться с корабля на корабль, терпеть нужду и холод. Прибыв в Великий Новгород, жители которого уже ждали их, так как молва о чудесах, происходящих везде, где появляются эти люди, шла далеко впереди, путники хотели немного передохнуть. Но жена Евстафия, уставшая от путешествия, решила спрятаться, чтобы больше никуда не плыть. Ее долго искали, а когда нашли, она была полностью парализована, только после раскаяния перед иконой Николая Чудотворца она исцелилась и продолжила путь.
Через некоторое время корабли сами пристали к берегу села Красного. Перед этим князю Федору Юрьевичу приснился сон, в котором святитель Николай сказал: «Иди, встречай икону мою. И я и тебя прославлю, и жену твою прославлю, и сына твоего прославлю». Важно отметить, что в тот момент князь Федор был еще холост, но все-таки послушался. Как только посланцы вступили на берег, на этом месте забил ключ святой воды, который существует до сих пор — Белый колодец (святой колодец).
Вскоре князь Федор женился на красавице Евпраксии, у них родился сын Иоанн. С самого рождения мальчик был необыкновенным – по средам и пятницам не вкушал молока, пил только воду. Все было бы хорошо, но наступил 1237 год – нашествие Батыя. Рязань была сожжена дотла, войска Батыя направлялись в сторону села Красного. Тогда князь Федор взял великие подарки – золото, меха и другие дары – и поехал в ставку Батыя. Хану понравились дары, он благосклонно встретил Федора. Но, как всегда бывает, нашлись «друзья», нашептавшие Батыю о том, что у Федора необыкновенно красивая жена. Тогда Батый поставил князю Федору Юрьевичу условие – привести к нему жену, и он не тронет город, в противном случае – город будет уничтожен. Федор ответил Батыю так, как еще никто не смел ему отвечать: «Негоже нам, православным христианам, водить своих жен на блуд». Обескураженный Батый повелел убить князя и бросить его тело на съедение зверям. А тем временем отправил гонцов за Евпраксией.
Но все пошло не совсем так, как того хотел Батый. Нашелся человек, спрятавший тело князя Федора и предупредивший Евпраксию о гонцах ханских. Евпраксия взяла сына на руки, поднялась на крышу терема и, чтобы не попасть в руки Батыя, чтобы не изменить ни мужу, ни православной вере, со словами «Никола, прими», бросилась вниз. По одной из версий, город обязан своим названием именно этой легенде: Евпраксия убилась «зараз», т.е. сразу, или «сама себя заразила» (то есть совершила самоубийство). С того момента город  стал называться Зараз, затем Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века – Зарайск.
С 29 июля 1225 года икона Николая Чудотворца находилась в Зарайске до тех пор, пока защита образа не понадобилась Коломне, страдавшей от набегов крымских татар. Отдав икону соседям, Зарайск остался с копией. Но даже когда все закончилось, зарайцы не смогли вернуть себе икону. Однако в одну из ночей произошло чудо – при закрытых храмах иконы поменялись местами. В Коломне оказался список, в Зарайске – подлинник. Когда Василию III доложили об этом, он сказал: «Эта икона всем иконам икона. И нечего ее таскать». Повелел своим указом построить каменный Никольский собор и Кремль вокруг него для защиты иконы.
Так в Зарайске появился небольшой и компактный кремль, возведенный именно для защиты иконы Николая Чудотворца (Зарайского). Строился Зарайский кремль примерно в одно время с Московским (1528-153 гг.), над его созданием трудились итальянские и русские зодчие.
Как рассказала матушка Галина, икона Николая Чудотворца (Зарайского) последние полвека была в Москве на реставрации. И в августе 2013-го ее вновь вернули в Зарайск. Сейчас она находится в соборе Иоанна Предтечи, где мы и увидели ее воочию: почитаемый образ стоит справа от алтаря.
— Эта икона сейчас «действующая»? – спросил Андрей Лоскутов, президент Российского сигарного союза. – Какие-то чудеса, подобные тем, что происходили раньше, известные из истории, сейчас, в настоящее время случаются? Может быть, о чем-то Вы лично слышали?
— Не так давно к нам в церковь приходил мужчина, страдающий от страшного радикулита, который вообще не проходил, приложился к иконе, а через несколько дней зашел и рассказал, что совсем забыл про свою боль, а когда вспомнил, понял, что все прошло. Еще один случай был – мужчина вылечился от пьянства. А как вылечился? Пришел, можно сказать, поддатый хорошо. Подошел к иконе и говорит: «Николай Угодник, не могу остановиться…». В общем, на следующий день пришел уже трезвый. А когда вышел на работу, а там, понятное дело, мужики начали разливать, его начало воротить от алкоголя. Это две реальные истории, которые произошли совсем недавно, — рассказала матушка Галина.
Также матушка Галина сообщила, что в годы ее молодости в соборе Иоанна Предтечи располагался кинотеатр на 400 мест. Она помнит, что смотрела здесь на большом экране (он как раз был на месте алтаря) легендарный фильм «Бриллиантовая рука».
Еще нам рассказали о том, что здесь же, в соборе Иоанна Предтечи, была когда-то большая библиотека с книгами, привезенными еще до нашествия монголо-татар. Никто не знает, что с ними стало – часть была сожжена, другие просто выбросили.
— Вообще наш город всегда отличался тем, что у нас никогда не было никакого производства. В основном он был купеческим и крестьянским, но в таком небольшом городе было 14 церквей (сейчас четыре). При каждой церкви была церковно-приходская школа. Училище для мальчиков, гимназия для девочек, два частных пансиона и духовные училища на территории кремля. Почти у всех горожан грамотность была 100-процентной, что всегда отмечали люди, посещающие Зарайск, а также красоту наших жителей и богатство духовного мира. Кстати, великий знаток русского языка, академик Виноградов от нас вышел, — добавила матушка Галина.
Как нам стало известно, Зарайск славится еще и купцами Бахрушиными, Ярцевыми, которые лишь по 15% своего дохода оставляли себе, а 85% отдавали на благотворительность. Здесь же жили Шолоховы. Известный скульптор Анна Голубкина, часто приезжал Сергей Есенин. А в смутное время в Зарайске был воеводой Дмитрий Пожарский. В деревне Даровое Зарайского района провел свое детство писатель Федор Достоевский. Мы планировали посетить и эту достопримечательность, но экскурсоводы отговорили, сказав, что туда надо приезжать в теплое время года.
В одной из частей собора Иоанна Предтечи расположены иконописные картины, на которых изображены события, связанные с иконой Николая Чудотворца – ее прибытие на землю Зарайска, прозрение священника Евстафия и фрагменты его путешествия, а также явление святителя Николая князю Федору Юрьевичу.
Еще немного осмотревшись в храме, мы поднялись на балкон, где размещается хор певцов, называемый клирос. Многие участники Двадцатой сигарной экспедиции отметили, что это уникальный случай, так как никто из нас раньше не бывал на церковных хорах.
Так постепенно мы обошли всю территорию Зарайского кремля, в архитектурный ансамбль которого помимо собора Иоанна Предтечи входят еще и старейший в городе Николаевский собор, построенный в 1681 году, а также памятник «благоверным князьям рязанским, от безбожного царя Батыя побитым» — это реконструкция утраченного в 30-е годы прошлого века памятника середины XVII в., части которого хранятся в музее «Зарайский кремль».
Можно, наверное, сказать, что самым завораживающим моментом этой экскурсии стал подъем на одну из стен Зарайского кремля. Экскурсовод Ирина Станиславовна, будучи хрупкой и невысокой женщиной, с легкость отворила массивную дверь, за которой расположены полуразрушенные ступеньки, ведущие вверх. Мы поднялись по ним и увидели все с другого ракурса, какими-то другими глазами, не буду говорить за всех, но я точно. Какая-то там иная, непередаваемая атмосфера – это действительно настоящая живая старина.
Ирина Станиславовна рассказала нам, что уникальность Зарайского кремля в том, за почти пять веков он совсем немного изменил свой вид, но это касается в основном навершия стен, ведь изначально были только бордюр и отвесная стена. В настоящий момент кирпичная кладка сохранилась с того времени примерно на 50%, так как годы все-таки берут свое, и понемногу все разрушается. Также примечательно, что арки, которыми оснащены стены кремля, имеют такую особенность, что внутри слышно все, что происходит снаружи, а снаружи – не слышно ничего. Удачно было выбрано и место основания Зарайского кремля – ровный холм, с которого открывается обзор на все четыре стороны, и – обрывы в качестве естественных преград.
Ежегодно в северной части кремля работают археологи. Найдено огромное количество костных останков. А в 2001 году была обнаружена статуэтка бизона, созданная из кости мамонта, известная как «Зарайский бизончик».
Сейчас в стенах Зарайского кремля ведутся ремонтные работы, поэтому нам не удалось обойти его полностью, но мы все-таки побывали внутри одной из башен – захватывающе!
Следующей точкой на карте Зарайска, которую мы посетили, стал историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский Кремль», в собрание которого входят коллекции живописи, скульптуры, графики, прикладного и декоративного искусства России, Западной Европы, Японии и Китая. Русская живопись XVIII – нач. ХХ вв. представлена работами И.Е. Репина, Л. Бакста. Живопись и графика советского периода – Ф.Д. Константинова, М.Г. Абакумова, В.С. Пименова. Среди произведений западноевропейской живописи имена таких художников, как А.Молинари, И.Барду. А какая там представлена мебель!
Из историко-архитектурного, художественного и археологического музея следуем в дом-музей известного российского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. Он был открыт в 1974 году в доме, ранее принадлежавшем семье Голубкиных. На первом этаже представлены подлинные произведения Анны Голубкиной и гипсовые отливы с работ, главным образом хранящихся в Государственном Русском музее, расположенном в Санкт-Петербурге, а также мемориальные вещи. В залах второго этажа воспроизведена обстановка жилых комнат.
Завершая свое насыщенное путешествие по Зарайску, мы отправились к Белому колодцу, святому источнику, который появился, когда корабли, перевозившие икону святителя Николая прибыли в Зарайск (тогда еще Красное). Сергей Багаев намеравеался выкупаться с святой купели, но туда оказалась очередь. Ждать не стали. Решили, по предложению Виктора Несмиянова, ограничиться омовением.
На обратном пути на склоне горы обнаружили следы пребывания коллег: на веточке, торчащей из снега, висел сигарный бант. Не поверите: это был бант «Анатолий Рычков» — сигары, выпущенной, кажется, к шестидесятилетию второго президента Московского сигарного клуба.
После столичного ужина в соседних в Зарайском Луховицах (как предупреждает плакат на трассе Москва-Рязань, в России три столицы: Москва, Рязань и Луховицы), отправились в обратный путь.

Оксана Сергеева-Маленькая

Фоторепортаж Георгия Филиппова

Оцените статью