Самурайские мечи

События

   Оружию, которому приписывают наличие собственного духа, была посвящена встреча Московского сигарного клуба. Многовековую историю самурайских мечей сигарному сообществу рассказал Сергей Варченко, координатор проекта Tetsuge, который представляет группу металлургов, историков, художников, скульпторов, объединенных одной страстью, – японской культурой.

 

   Оружию, которому приписывают наличие собственного духа, была посвящена встреча Московского сигарного клуба. Многовековую историю самурайских мечей сигарному сообществу рассказал Сергей Варченко, координатор проекта Tetsuge, который представляет группу металлургов, историков, художников, скульпторов, объединенных одной страстью, – японской культурой.
   «Наша главная цель, которую мы перед собой ставили, – воссоздание технологии настоящего древнего самурайского меча, той самой, которая долгое время считалась безвозвратно утраченной. Начали мы с научной работы – все, что написано про самурайский меч на всевозможных языках, нами было изучено. Мы забирались в древние архивы, даже в оружейные палаты, где нашли массу интересной информации. Набравшись необходимыми знаниями, решили попытаться сделать меч сами. Это был длительный путь, когда тысячу раз хотелось все бросить – потеряно, значит, потеряно, но мы не останавливались. Сейчас мы добились того, что наши мечи приезжают смотреть японцы», — рассказал Сергей Варченко.
   Стоит отметить, что сам Сергей Варченко является обладателем двух старейших мечей, стоимость каждого из них доходит до 65 000 евро – такую цену предлагают владельцу сокровищ коллекционеры. Можете представить себе ценность этого экспоната: в его клинке пять миллионов слоев.
   Свой рассказ — кстати заметим, на блестящем русском литературном языке — С. Варченко сопровождал фильмов о самурайских мечах, – с подробной демонстрацией каждого этапа создания оружия. Как нам стало известно, один меч создается около девяти месяцев. В древние времена работа над клинком могла длиться годами. Процесс изготовления был долгим и кропотливым и походил больше на магическое действо. К работе над мечом оружейник готовился в том числе и духовно. Соблюдал пост, воздерживался от неблаговидных поступков, от дурных мыслей. Создатель меча должен быть без пороков, в противном случае и созданное им оружие окажется с дефектом. Эта вера существовала не только в Японии — во многих странах священные предметы создавали люди духовно чистые. Если в своей работе мастер находил изъян, то меч, хотя на него было потрачено много времени и труда, уничтожался. Честь оружейника не позволяла оставить после себя некачественно сделанный меч.
   Самурайский меч обладает огромной прочностью. Им можно перерубить, например, другой меч, менее высокого качества. Или самурайские доспехи. Или человека от плеча до пояса. Такая прочность достигалась благодаря многократной проковке меча и его особому строению. Внутри помещалась более мягкая сталь, снаружи более твердая. Меч проковывался десятки тысяч раз. Получался клинок из множества накованных друг на друга слоев железа. По своей прочности эти мечи не уступали знаменитым дамасским клинкам.
   «До середины XVI века мечи испытывались на людях. Это были жестокие времена. Были преступники, приговоренные к смертной казни, приговор приводился к исполнению посредством испытания меча. Существовали специальные мастера, не самураи, которые были обязаны наносить до 3000 профессиональных ударов в день. Самый простой удар – отсечение руки, следующий – отсечение стопы и так далее. Самый сложный – в переводе с японского – удар ниже пупка, в результате которого клинок должен пройти через самые мощные тазовые кости. Бывало и такое, что меч перерубал сразу несколько тел уже казненных преступников, уложенных друг на друга на песок», — сказал Сергей Варченко.
   Особой художественной отделкой отличалась цуба (металлический овал, закрывающий держащую меч кисть со стороны большого и указательного пальца). Цубы изготовляли, как правило, особые мастера отдельно от мечей, украшая орнаментом, или сценами охоты, или мифологическими сюжетами.
   С мечом было связано множество ритуалов, церемоний, за нарушение которых воин мог поплатиться жизнью. В мирное время с мечом необходимо было обращаться с величайшей почтительностью. Оскорблением считалось прикосновение к мечу без разрешения хозяина и величайшим оскорблением – прикосновение к обнаженному клинку. Бряцание цубой о ножны расценивалось как вызов на поединок. А положить меч при беседе на татами рукоятью к себе, ножнами к противнику означало выказать полное пренебрежение его умению нанести молниеносный удар, его фехтовальной подготовке. Обнаженный клинок также говорил о враждебности.
   В доме самурая меч хранился в главном углу на специальной подставке. Ночью он находился у изголовья самурая таким образом, чтобы его можно было легко схватить и молниеносно отразить нападение.
   Всю жизнь самурая сопровождал меч. Его ставили на специальной подставке у колыбели новорожденного, у изголовья раненого, клали на смертном одре рядом с воином. С пяти лет будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые затем заменялись настоящими.
   Высшей доблестью считалось умереть в бою, сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолет японского адмирала Исироку Ямамото. Когда нашли останки самолета, увидели, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять самурайского меча.
   Обо всем этом и многом другом Сергей Варченко рассказал в мельчайших подробностях. Описать же всю полученную информацию достаточно сложно, но одно можно сказать совершенно точно – она поражает.


    Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью