Андрей Лоскутов, исполнительный директор общероссийского движения за права курильщиков, президент Российского сигарного союза по просьбе агентства Рейтер прокомментировал подписание антитабачного законопроекта. Проект стал законом.
— Президент Путин подписал 25 февраля антитабачный закон, один из самых суровых среди 150 антитабачных законов мира. Мы уже знаем статистику: чем суровее закон против табака, тем менее он эффективен. Например, во Франции (она может посоперничать с Россией по антитабачной жесткости) число курильщиков сначала сократилось на четыре, а потом выросло на три процента.
Закон предполагает, что он будет введен в действие в два этапа, и 1.01.2016 года 40 миллионов граждан России, сегодня являющихся курильщиками, проснутся некурящими. При этом ничего кроме запретительных мер закон не предусматривает.
Движение за права курильщиков, Российский сигарный союз, Московский сигарный клуб и другие объединения любителей сигар разделяют беспокойство государства по поводу того, что число курильщиков (почти каждый второй взрослый) очень велико, и считают, что цель – сокращение числа курильщиков – декларирована правильно. Но неверно определена дорога к этой цели. Это дорога в противоположном направлении.
Главная проблема роста числа курильщиков – курение подростков, которое сегодня начинается в среднем в 11 лет (еще пять лет назад – 13,5 лет). И это при том, что число запретов на подростковое курение увеличилось. Но они не работают. И не заработают с принятием еще одного запретительного закона. По нашему мнению, нужен не закон, а государственная программа по недопущению подрастающего поколения к табаку. Это серьезная проблема, для решения которой требуется громадная работа. Вместо нее депутаты ограничились принятием бумажного документа, оторванного от жизни.
На ближайшую перспективу мы видим несколько направлений нашей деятельности:
1. Подростковое курение (см.выше).
2. Курение на рабочих местах. Мы исходим из того, что федеральным законом нельзя устанавливать правила курения в парикмахерской субтропического города Сочи и на заполярном Горно-обогатительном комбинате в Норильске. Наше предложение: отдать решение этого вопроса на усмотрение работодателя, работника и профсоюзного комитета. То есть сделать одним из элементов коллективного договора — правового акта, традиционно регулирующего в России социально-трудовые отношения по месту работы (зарплата, техника безопасности, страховки и т.д.).
3. Курение в ресторанах-кафе-барах. Оно запрещается законом с июля 2014 года. Мы предлагаем отдать решение этого вопроса на усмотрение владельцев бизнеса. А чтобы им было выгодно создавать не только курящие, но и некурящие рестораны, прописать в законе предоставление освобождения от местных налогов тем, кто будет открывать рестораны для некурящих.
4. Возвращение выкладки. Приобретение товара по прейскуранту – не только нарушение прав потребителя, но и для ряда товаров – например, для сигар – невыполнимая процедура.
Закон в принятом виде не сможет исполняться. Не только потому, что насквозь запретителен. Но еще и потому, что сама реальность в сегодняшней России не требует от человека долголетия. Что с этим долголетием делать? Полететь в отпуск? Но пенсионер считает копейки и не может не только такси, а маршрутным такси воспользоваться. Сделать пробежку по городу или проехать на велосипеде – можно только с риском для жизни (в 15-миллионной Москве всего около 100 км велодорожек, а в подавляющем большинстве городов нет и километра). Нет фитнес центров, нет системы привлечения в активную бизнес жизнь пожилых людей.
Я искренне думаю, что депутаты сделали прагматичный выбор: либо засучивать рукава и разгребать миллион проблем. Либо написать закон. Они выбрали второе.