Сегодня, 156 лет назад, открылся первый в России зоопарк.
Мой приятель рассказывал, как однажды в гнусный — влажный и холодный — февральский день заглянул в калининградский зоосад (был там в командировке). От скуки закурил сигару, чем вызвал живейший интерес в клетках — три оставшиеся сигары были с большим удовольствием съедены животными.
Зоологи знают, что в отношении ряда растений у диких, да и домашних животных тоже, существует своего рода мания — они стараются найти в травостое конкретные растения. Парнокопытные, например, неравнодушны к табаку: косули, быки, лоси. Любят табачок и слоны (они, правда, совсем не парнокопытные). "Курнуть" — пожевать табачный лист — не прочь и мыши. Не только свежий табачок: защита от мышей табачных складов — серьезная проблема.
Есть и те, кто на дух не переносит табак. Этим пользуются в сложных ситуациях, скажем, при идентификации молодняка — ягнят диких козлов и баранов трудно различить, но дайте ягненку окурок, отвернется — точно баран. Бараны не курят!
Обезьяны с сигаретой — зрелище уморительное. Они могут прикуривать сигарету от сигареты, картинно пускать клубы дыма и видимо наслаждаться самим процессом.
Впрочем, животным, в отличие от человека, важен не сам процесс. Скорее всего, дело в никотиновой кислоте — витамине, участвующем в окислительных реакциях. Отсутствие этого витамина вызывает развитие пеллагры, сильнейшего авитаминоза, который нам известен по литературе о сталинских лагерях. Хотя впервые с пеллагрой познакомились беднейшие крестьяне Испании. Там же с удивлением отметили: курящих пеллагра обходила стороной.
Андрей Лоскутов