Она не переносила поездов. И там, где можно, всегда выбирала автомобиль. С Сергеем Есениным по Европе она путешествовала на пятиместном бьюике. В этот день она села в открытую машину в длинном — своем любимом — алом шарфе. Шарф намотался на ось заднего колеса. Так погибла Айседора Дункан. Это произошло ясным сентябрьским днем в Ницце.
Увлеченная новой Россией, отвергавшей старое коммерческое искусство, Айседора в 1921 году приняла приглашение советского наркома Луначарского. В том же году она познакомилась с Сергеем Есениным. В мае 1922 года Хамовнический ЗАГС зарегистрировал их барк. Дункан было 45, Есенину — 26 лет.
Их странные отношения длились чуть больше двух лет и не сделали счастливыми ни того, ни другого. Есенин вскоре стал сбегать от Дункан — прятался у друзей, пил, курил сигары. Айседара брала машину и методично объезжала адрес за адресом. Так было в Москве, так продолжалось и во время их европейского турне. В Берлине, например, Айседора нашла Есенина только на третий день.
Современники говорили, что Айседора страстно любила Есенина. Вероятно, это была тревожная, драматическая любовь. Но она стала частью нашей истории. В том числе и истории сигарной. Рязанский сигарный клуб в 2016 году выпустил лимитированный релиз сигар «Айседора » и » Есенин». В красивых керамических банках. В темном и светлом покровах. В одном формате — робусто.
Андрей Лоскутов