Школьные истории

Ремарки

Игорь Сирко, наш московский коллега, прислал несколько историй из своей школьной жизни. Первое место (совместно с Алексеем Алехиным) в нашем августовском конкурсе на лучший рассказ о школе.

Учился я в школе мало, все учебники за год прочитывал к концу осени, а те предметы, которые интересны, читал уже на несколько лет вперед. Поэтому нормальные учителя меня не загружали ерундой, относились в чем-то как к коллеге. Директор научил пользоваться киноаппаратом. Хотя в пединституте этому всех учили, наши классные дамы техники боялись. И меня снимали с уроков крутить другим классам учебное кино.

Больше всех меня физик любил. То даст нам с другом большую лестницу, метров пять, отправит менять лампочки по всей школе. То поручит готовить лабораторные работы для младших классов. А еще он назначил меня ответственным за всякое звуковое сопровождение: колонки, микрофон и прочее. Когда на торжественных мероприятиях выносили знамя, я включал «И вновь продолжается бой!».

В новогодние праздники для младших детей я был добрым волшебником. Когда они кричали «Елочка, гори!», я поворачивал рубильник. Ручку от него приходилось прятать в карман, приятели-шалопаи все время подбивали включить елку не вовремя. Но я стоял насмерть, дети – это святое, нельзя им праздники портить.

***

Наша школа считалась спортивной, и в ней часто проходили практику хорошо нам знакомые студенты института физкультуры – бывшие ученики, на несколько лет нас старше. У одного из них, очень зажатого и пугливого, на уроке младшеклассник слегка повредил себе руку. Мы с другом тут же вызвались сопроводить пострадавшего до поликлиники. Прогулялись, дите сдали врачам, еще пару уроков прогуляли.

А, придя в школу, устроили цирк с конями. Начали вешать лапшу другому практиканту, более сообразительному, он нам сразу подыграл. Сделали вид, что не знаем, кто виновник торжества, а он рядом стоял. Рассказали, что все плохо, и учителю могут и срок дать. Его самого чуть не пришлось в больницу оправлять. Повелся на нашу разводку!

***

Все классы по очереди дежурили по школе, и классная меняла нас местами, чтоб было все по-честному. Но однажды мы с другом попали в такое место, из которого отказались уходить категорически, и в дальнейшем дежурили только там. Это были двери в столовую. Задача дежурных была не выпускать из столовой с едой.

Мы к тому времени уже прочитали «Мертвые души», и вполне оценили стремление Чичикова работать на таможне. Борьба с контрабандой – ну, очень прибыльное дело! За долю малую мы закрывали глаза на нарушителей и на урок приходили с грудой ватрушек (очень вкусны были!) и прочих пирожков. Ребята мы были не жадные, всем, что нажито нечестным путем, честно делились с одноклассниками.

***

И, конечно, курительная история.

Я был на год младше своих одноклассников, соответственно, на год позже вступил в комсомол. Все места в комитете комсомола уже были заняты. А у меня выпускной десятый класс, мне характеристика в институт нужна.

Перед этим прошло поветрие возродить в школах учкомы, имитирующие самоуправление. Потрепыхался этот учком годик, и собрался незаметно почить в бозе ввиду полной бесполезности. Но я сказал: «Учкому быть!». И стал его председателем.

Не то чтобы горел на работе, но проект оказался остапбендеровским, вроде «Рогов и копыт». Когда через пару лет я зашел в родную школу, учкомовская деятельность кипела. «У входа с победной улыбкой стоял молодец-курьер, не чета Паниковскому». Впрочем, у нас все знают, если машину хорошо толкнуть, она заведется, и сама поедет. Но это я немного отклонился от темы.

По итогам школьного соревнования наш класс, ессессно, стал победителем. В чем соревновались – уже не помню, но критерии соревнования придумывал я, и победителя определял тоже я (коллегиально, разумеется). Наградой чемпионам была поездка в Геленджик на зимние каникулы. Геленджик зимой – это не летом, поэтому вся жизнь начиналась в номере после отбоя. Народ садился выпить и покурить. Вот тут-то все и случилось.

Небольшое отступление. Первый раз я бросил курить в шестом классе, интенсивно занялся спортом. Дети тогда развивались рано – к примеру, пить неразбавленный спирт меня научили в восьмом классе, после чего дорога в медицину стала неизбежной.

Так вот, человек пять или больше вокруг меня закурили. Я всегда одобрял позицию борцов с пассивным курением: вдыхать чужой дым, а самому не курить – это извращение какое-то. Ни богу свечка, ни черту кочерга! Вот так и закурил снова. Зато, если по малолетству курили «Приму», то теперь – с фильтром, да еще и импортные (ну, типа, болгарские). Все по-взрослому, последний год в школе!

Игорь Сирко

Оцените статью