Если у вас есть собака

Ремарки
Диалог о том, как проваливаются пропагандистские кампании

Вася: Вы точно должны знать про эту штуку, если у вас есть собака. Вот вы с ней погуляли, зовете ее домой, она не хочет, увлеклась. Вы сердитесь, она видит – вы злой, и совсем уже не хочет к вам подходить. Так вот, любой собачник знает, что в такой ситуации надо идти не к собаке – она будет от вас убегать – а от нее, тогда она пойдет за вами. Если бы пропагандисты были собаководами, они знали бы этот принцип и никогда бы не допускали таких провалов, какие мы сегодня видим.

Петя: Извини, это ты наш великий народ сравниваешь с собакой?

Вася: Скажем так: я отношусь к собакам с не меньшим уважением, чем к людям. Или хотя бы признаю их поведение и инстинкты как факт.

Перед нами вот что: несколько раз мы с Николаем Касьяновым предлагали выступить дуэтом (возможно, даже поругаться) на заседании Московского сигарного клуба на тему о пропаганде, с учетом того факта, что мы оба имеем прямое отношение к таковой, каждый со стажем в несколько десятилетий. И мы устали ждать, когда нам дадут такую возможность: то война, то дегустация чая… Поэтому один из нас – я – решил начать разговор письменно, в виде диалога, раздвоившись на двух условных персонажей – Васю и Петю. При этом я призываю Николая продолжить здесь же, на нашем сайте, этот разговор, в виде диалога или как угодно еще. Да, забыл сказать: начинаю я этот разговор, никак не касаясь украинской войны.

Петя: я понимаю, ты сейчас будешь говорить о провале кампании по склонению россиян к вакцинации. Но это как-то слишком очевидно. С другой стороны, картина поразительная. Это что, у организаторов этого недоумия просто нет собаки? А что, собаки не было у советских пропагандистов, которые завалили советскую идеологию?

Вася: отлично, что ты это сказал. И ведь правда, на самом деле надо говорить о нескольких провальных кампаниях. Знаешь, я начинал карьеру в газете «Правда» в 1978 году и видел сначала провал советской пропаганды, потом – уже с начала 2000-х — провал той пропаганды, которая до того победила СССР. И провал антитабачной кампании в глобальном масштабе. И кампании за вакцинацию, тоже не только у нас. И все похоже.

Петя: это что, как пропаганда – так одни провалы? Но советская пропаганда сначала была непобедимой, причем в мировом масштабе. Загнулась уже потом. Антисоветская пропаганда – ты прав, то же самое: сначала успех в 80-х, потом провал в 2000-х. Антитабачная – то же. Тенденция, однако.

Вася: вернемся к нашим собачкам и к вакцинам. Посмотри, какой основной мессидж выбрали ковидизаторы. Это страх, угроза, мрачный нажим, наглое давление с помощью непонятно какого авторитета: когда же ты будешь носить маски и привьешься, сволочь, люди умирают, ты виноват и в том, что заболел, и в том, что кого-то заразил, надо проявить социальную солидарность и не жужжать.

Петя: ну, понятно, сейчас ты скажешь, что это главная идея еще и антитабачной кампании. Дым травит окружающих, ты виноват в том, что сам нездоров и травишь других. Удивительно ли, что в итоге обе кампании обломились. Знаешь, это, повторю, слишком очевидно – так же как и соответствующий провал этих злобно-усталых персонажей, которые нам говорят с экрана: когда же ты, скотина, привьешься, а то посадим в цифровой концлагерь. В общем – да, угроза как орудие пропаганды не работает.

Вася: обе кампании наши санитары без лишнего творческого подхода взяли у западников. Так что наш первый вывод: западники козлы. Второй вывод: а что ты там говорил про пропаганду демократов в СССР? Да я поначалу сам был ее добровольной частью. А сейчас к ней испытываю только жалость. Почему: потому что в 80-е процесс начинала горстка, три издания, один фильм «Покаяние» — и все. А на лопатках оказался громадный пропагандистский аппарат, миллионы человек, которые транслировали что? Угрозу. Угрозу в защиту всем надоевшей даже не идеологии, а стилистики давно забытой революции.

Петя: так вот, на заре прошлого века этих пропагандистов коммунизма тоже была горстка. Люди на площади с растрепанными бороденками, которые вступили в спор с миллионами защитников старой идеологии и не боялись выступить в меньшинстве.

Вася: только про раннее христианство не надо. И про то, что пропаганду лучше вести с позиции «из еретического меньшинства».

Петя: и про любые другие религии не надо. Но заметь, эти пропагандисты с бороденками ведь не грозили народу гражданской войной и расстрелами. Просто у них потом так получилось. Это к разговору о твоих собачках.

Вася: правильно, эти люди предлагали новую и прекрасную жизнь. Ну, максимум – звали всех на защиту таковой. И то же делали демократы 80-х. А дальше с ними произошло вот что – они при первых же неприятностях постепенно начали говорить с людьми точно так же, как вот эти, борющиеся с курением и призывающие вакцинироваться. В лучшем случае с усталым раздражением: уроды вы, уроды, когда же вы просветитесь, не хотите по-хорошему – будет вам по-плохому.

Петя: то есть наш второй вывод, после того, что западники – козлы, состоит в том, что пропаганду должны вести бесстрашные и свободные люди, которые делают людям приятно, предлагают им то, что люди и без того хотят, так? Веселые, мягкие люди с чувством юмора. И уж никак не чиновники от пропаганды, которые исполняют заказ.

Вася: насчет мягких людей — вот эпизод из моей биографии. Я был несколько лет колумнистом «Новой газеты». Да-да, я. Причем с полного согласия моего тогдашнего начальства. До самого 2014 года, что ли, когда газета совсем сошла с ума. Зачем это было нужно тогдашней «Новой газете»: кое-кто там видел уже тогда, что аудитория демократов замыкается в своем несчастье и становится столь же неграмотной, как аудитория газеты «Завтра» в 90-е годы. Они хотели, чтобы я открывал тем людям сложность происходящего в мире. А вот чего я хотел… Я учился говорить с людьми, которые заведомо со мной не согласны. И я хорошо представляю, что с ними было бы, если бы я высказывался прямым текстом. Было бы с ними то же, что происходит со мной, когда я читаю сегодняшнюю пропаганду демократов: я это делаю каждый день, но сначала себя завинчиваю, заставляю погружаться в тот мрачный ад, который они себе создали и чувствуют там себя уютно. Нельзя вот так бить человека по голове другими взглядами. Дело в том, что человек вообще пропаганде не поддается, менять свое мнение не желает, это нормально. И подталкивать его к новым мыслям надо неагрессивно, с сочувствием, с юмором, и главное – с уважением к нынешним взглядам.

Петя: и вот наш третий вывод. Не меняй мысли людей насильно, уважай их, тогда они, для начала, хотя бы будут уважать тебя.

Вася: я ведь уже сказал, что не сравниваю никакие народы с собаками, а просто уважаю собак?

Оцените статью