Кто хотел, тот давным-давно нашел своего Кастро

Ремарки


          После просмотра фильма Оливера Стоуна «В поисках Кастро» я посмотрел на Фиделя Кастро с другой стороны. Даже сквозь время и расстояния он по-прежнему может вдохновлять. Заставлять мыслить и думать, и не только о Кубе. Мое личное виденье фигуры Кастро не претендует на беспристрастность, но не высказаться после такого фильма я просто не могу. 

El pueblo unido jamas sera vencido!
(Пока мы едины, мы непобедимы!)
чилийский поэт Серхио Ортега


          После просмотра фильма Оливера Стоуна «В поисках Кастро» я посмотрел на Фиделя Кастро с другой стороны. Даже сквозь время и расстояния он по-прежнему может вдохновлять. Заставлять мыслить и думать, и не только о Кубе. Мое личное виденье фигуры Кастро не претендует на беспристрастность, но не высказаться после такого фильма я просто не могу. 
          Писать портрет Кастро нельзя в монохромной гамме, это банально.
          Оливер Стоун пытается уличить Кастро во лжи, в диктатуре, в тирании собственного народа, но уличить глубоко убежденного и верящего Кастро невозможно.
          Будучи адвокатом по профессии, Кастро смело и открыто отвечает на все каверзные вопросы. Когда смотришь на него, то кажется, что перед тобой не восьмидесятилетний  правитель, а молодой революционер, и с минуты на минуту войдет такой же молодой Че Гевара и присоединится к беседе. Первое, что замечаешь, горящие, азартные и умные глаза. Энергетика речей завораживает даже тех, кто не понимает испанского. Кадр из фильма, когда Кастро говорит без запинок, не обращая внимания на проливной дождь, также поражает. Ни дождь, ни ветер не смогут сломить его убеждений, как слону дробина для него вопросы Стоуна. 
          Местами Кастро переходит в наступление: «Мы уже 44 года прощаем, а США никогда никого не прощают!». Убедительно говорит о том, что США также не идеальное общество, не идеальная демократия.
          «Я не люблю слово диктатор. Я скорее духовный лидер нации!» — Кастро здесь не лукавит, представить современную Кубу без Кастро невозможно. Куба без Кастро – это будет совершенно другая страна.
          Логика и здравомыслие поражают. Действительно, Кастро не похож на диктатора или деспота.
          Во всем мире Кастро не вызывает такого осуждения и порицания, как многие другие авторитарные правители. Более того, многие ему симпатизируют и уважают, как сильную и цельную личность в большой политике.
          Кастро проповедует свою форму правления, которая зиждется на его безграничной харизме и обаянии. Ведь не зря на столе у Кастро стоит бюст А. Линкольна, которого он цитирует: «Можно обманывать часть народа все время и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время».
         Кастро бесспорно историческая глыба, на фоне политических лилипутов. Диктаторы были и будут вечно, но Кастро всегда будет стоять особняком, ему историей уготована отдельная историческая Глава.
        Можно приводить тысячи аргументов за и против режима Кастро, но одно остается неизменным: маленький гордый остров в Карибском море политически переиграл мускулистого соседа. Пока жив Кастро, США не удастся навязать Кубе «самую лучшую форму правления – демократию».
         Инакомыслящие, диссиденты, «узники совести» были во все времена, начиная от адамовых времен, но человеческое общество так устроено, что ему нужен сильный лидер. Кастро сумел на протяжении более пятидесяти лет совмещать безграничную власть и доверие своего народа.
         Куба действительно является Островом Свободы, но свобода здесь иная, отличная от свободы в европейском понимании. Это свобода без оглядки на окружающий мир, свобода от пресловутых ценностей «золотого миллиарда», свобода духа и радости новому дню. Лишь только этим можно объяснить феномен кубинцев, которые так бедно живут и так замечательно себя чувствуют.
         Даже бомба, некогда спрятанная в коробке из-под сигар Cohiba, не смогла  уничтожить идеи Кастро об идеальном обществе, о своем «Городе Солнца».
         С уходом Кастро США сделают все, чтобы наказать очередное «непослушное государство», и воссияет над Островом Свободы совершенно другая свобода. Рауль Кастро — полная противоположность Фиделя, он идеальный управленец, но не духовный лидер нации. Волны с американского берега уже докатываются до Острова Свободы.
         А пока вопрос о сохранности заповедника идей революции 1959 года остается открытым.

         Эдуард Сухарев,
         модератор Открытых дегустаций

Оцените статью