Кирсанов о сигарах. Часть II

Ремарки

   - Я в Америке на гаражной распродаже купил холодильник General Electric - кругленький такой. Один в один – наш холодильник “Москва”, только он такого странного голубого цвета. Хочу покрасить его в «кока-кольный» цвет, и сделать из него гибрид винного шкафа и хьюмидора. Всю начинку я бы поменял; внутри отделал бы кедром, как полагается.

 

   — Я в Америке на гаражной распродаже купил холодильник General Electric — кругленький такой. Один в один – наш холодильник “Москва”, только он такого странного голубого цвета. Хочу покрасить его в «кока-кольный» цвет, и сделать из него гибрид винного шкафа и хьюмидора. Всю начинку я бы поменял; внутри отделал бы кедром, как полагается. Два отделения: для вина и для сигар. Есть у меня еще приемник «Урал». Он в рабочем состоянии. Была мысль восстановить его как аутентичную вещь. Потом я решил сделать из него хьюмидор, но оставить место для электрики. Тогда он по совместительству будет работать приемником. Теперь  нужно  найти мастера, чтобы он поставил современную техническую начинку. Хорошо, чтобы подсветка и тумблеры «Урала» были подсоединены к новым техническим элементам, и оставались удобными для пользования. Пока не могу найти, кто мне электронику сделает.
  — Все Вас к хьюмидорам тянет.  Кажется, Вам трудно удержаться в границах одного старого холодильника и одного старого приемника.
  — Возможно, я к серийному производству хьюмидоров  вернусь, но не здесь. В Никарагуа я уже некий информационный анализ провел. Во-первых, все оборудование в два раза дешевле и на порядок выше качеством. Если я здесь закупаю  оборудование, то это техника американской марки, но произведенная в Китае. В Никарагуа я куплю технику той же марки, но сделанную в Америке. И цена будет на 60% меньше, чем здесь. Во-вторых, экзотическую древесину, необходимую для производства хьюмидоров, вырабатывают из деревьев, произрастающих в Никарагуа, а так же в других близких к экватору регионах. Для сравнения: здесь кубический метр испанского кедра стоит больше 5000 долларов, а в Никарагуа — 1500 долларов. Про аренду производственных площадей и стоимость рабочих рук даже нечего говорить. Вы представляете, как выглядит производственная территория никарагуанской карпентерии? (столярная фабрика; от слова carpintero — плотник.) Это бетонный забор по периметру, и по периметру забора стоят  сколоченные навесы. Тут же под навесами находится оборудование. И никаких расходов на отопление и вентиляцию, потому что круглый год среднегодовая температура — 25 градусов. Отдельного помещения с качественной вентиляцией требует только покрасочная камера, где не должно быть пыли и загрязнений. Но это все равно несоизмеримо дешевле, чем наше местное производство. В конечном итоге дешевле привезти оттуда готовую вещь и продать ее здесь. Да, я понимаю, что добавленная стоимость,  сформированная за пределами нашей страны, не способствует развитию нашей экономики. Но таковы обстоятельства, обусловленные нашей политикой. Это всех устраивает. И зачем мне биться? Я маленький человек со своими маленькими интересами. Речь даже не идет о моих амбициях, я  просто следую своим  представлениям о «плохом» и «хорошем».
   Есть у меня планы на американский сигарный рынок. Я собрал определенную статистику: емкость американского сигарного рынка несоизмерима ни с российским, ни с европейским рынками. Европа потребляет в 2-3 раза меньше сигар, чем в США. Что касается России, то в 2010 году было продано 2,5 млн. сигар ручной скрутки класса премиум, а в США за этот период было продано 367 млн. таких же сигар.
   — Получается, что у россиян нет запроса на хорошую сигару? У нас, возможно,  не развит вкус на эксклюзивные табачные продукты?
  — Вы напрасно рассматриваете сигары как эксклюзивный продукт. Эксклюзив предполагает ограниченность и избранность. Но в Америке, как и на Кубе, это продукт широкого потребления. Мы не идем в обычный магазин и не говорим: «Дайте нам эксклюзивное мясо». Мясо может быть хорошим или не очень. Я могу купить или не купить это мясо. Таково же отношение американского потребителя к сигарам. Есть сигары, которые стоят 55 долларов за бандл, а есть сигара, которая стоит 30 долларов за штуку. Основная масса курящих сигары американцев – это  те, кто курит недорогую продукцию. А у нас средний ценник на сигару не меньше, чем 20 долларов. Получается, что по цене наша обычная сигара — эксклюзивный товар для американцев.
   Ценообразование, естественно, зависит от налогообложения. У нас акцизная ставка на сигару — 54 рубля, и это  только акциз, не считая пошлин и НДС. Акциз в России не зависит от размера и класса сигары. Суммарный налог, которым облагается одна сигара — больше пяти долларов. А ведь есть еще транспортировка. В Штатах до 2007 года все налоги на одну сигару составляли 4 цента. Сейчас сумма увеличилась до 45 центов. Сравните с нашим «нижним налоговым порогом». Вот так и появляется эксклюзивный продукт. А ведь сигара должна быть просто продуктом потребления. Кто-то кефир пьет, кто-то йогурт ест, кто-то предпочитает сигару.
    — Вы связываете эксклюзивность только с ценой?
  — Да, потому что это дорого и недоступно многим людям. Американец со средней зарплатой 2500 долларов выкуривает в среднем три сигары в день. У нас такая зарплата далеко не средняя, и получают такую зарплату немногие. Цена нашей сигары, увы, не может быть «средней».
   — Может у нас исторически страна «не сигарная»?
  — Если подходить к вопросу исторически, то у нас только в Санкт-Петербурге до революции производилось до полмиллиона сигар в год. Это был продукт всеобщего потребления. И  стоила наша отечественная сигара дешевле, чем кубинская или индонезийская. Только манильская сигара была и достаточно качественной, и недорогой. Об этом еще Иван Александрович Гончаров писал. Он, между прочим, был знатный курильщик и путешественник.
   — Вы тоже знатный путешественник. Каковы, на Ваш взгляд, особенности сбыта и потребления сигар в других странах?
  — Потребителей везде хватает,  но, в отличие от России, сигары в Европе доступны широкому потребителю. Возьмем Германию: там тоже налоги высокие, но они сформированы по адвалорному принципу: чем выше качество и цена сигары, тем выше налог. Существует сложная градация сигар для дифференциации налогообложения: премиум или машинная скрутка, сигара, произведенная внутри Евросоюза или импортная сигара. Немец может купить сигару из Голландии, сделанную машинным способом, по цене одно евро за штуку.  Он выкурит ее с удовольствием, а потом скажет: «Всю неделю курю «машинные» по две штуки в день, а в воскресенье пойду в бар и куплю себе дорогую сигару премиум. У нас акцизная ставка одинакова для сигар ручной и машинной скрутки. Получается, что ввозить в страну сигару машинной скрутки не имеет смысла. Средняя фабричная цена за сигару колеблется от 1 доллара до 2,5 долларов. Машинные немецкая или голландская сигары, (например, формата  Robusto), имеют цену  примерно 30-40 евро-центов за штуку, но после того, как будут произведены все наценки, ценовая разница между машинной и ручной скрутками будет несущественна. А во вкусе разница – очень существенна. Снова дефицит создается, так как машинную скрутку нет смысла ввозить. Государственная налоговая политика искусственно сделала  «машинную» сигару эксклюзивом.
   — А каковы, на Ваш взгляд, предпосылки такой акцизной политики?
   — У нас главный сторож в овчарне – волк. На заре новой России к разработке системы налогов и сборов для табачной продукции была привлечена компания Phillip Morris. В последствии эта компания  стала автором соответствующего законопроекта, определившего акцизную политику на все табачные изделия. Fillip Morris — крупнейший в отрасли производитель сигарет. Что можно было ожидать в такой ситуации? Крайне лояльные условия для сигарет и большие акцизы для всей остальной табачной продукции. Когда были введены акцизы, за 1000 сигарет акциз составлял 15 рублей (это в среднем 750 г табака в формате King Size). Для трубочного табака – 175 рублей за 1 кг. Акциз на одну сигару – 7 рублей. С тех пор ежегодный рост ставки происходит поступательно и пропорционально. На примере формата Robusto мы можем провести наглядное сравнение акцизов. В одной сигаре примерно 13-14 г табака. Следовательно, в 55 сигарах  содержится около 750 г табака. С 2014 года акциз на одну сигару — 85 рублей. Значит, за 750 г табака, содержащихся в сигарах,  мы платим 4675 рублей. Сравним это с акцизами на сигареты: 1500 рублей за то же количество табака. Вот вам и эксклюзив.
   — Получается, что организация любого производства в России, —  будь то сигары, будь то  хьюмидоры, — является крайне затруднительной.  Это какой-то подвиг, а не работа.  У нас, наверное, всегда требуются очень креативные решения, чтобы произвести что-либо. С акцизами, законами и препонами все понятно. А традиционная  технология производства хьюмидоров тоже претерпевает изменения на нашей сложной для жизни территории?
   — Да, причем не всегда такой креатив полезен для  дальнейшего хранения сигары. Я уже обращал Ваше внимание на стоимость ввозимой древесины (королевского кедра), необходимой для изготовления хьюмидоров. Поэтому некоторые фирмы предпочитают обходиться более доступными и дешевыми материалами, например, махагони, бук. Мне приходилось видеть полностью лакированные изнутри хьюмидоры от очень известных производителей. Любой лак содержит эфирные масла, которые выделяются в течении всей жизни покрытия (именно поэтому покрытие и не бывает вечным). Испаряясь, такие масла влияют на аромат сигар. Я не думаю, что лакировка — хорошая идея. Такой подход нарушает не только технологию, но убивает философию хьюмидора, который призван обогащать аромат хранимой сигары, как дубовая бочка обогащает коньяк. С большим успехом можно хранить сигары в банке из под огурцов. По крайней мере, стекло не имеет собственного запаха.
    — Бедные наши покупатели.
   — Даже весьма осведомленный человек, когда видит изделие известного бренда с соответствующей ценой, может предположить: «Наверное, эта лакировка — ноу-хау». Но потом человек залезает в интернет и узнает, что раньше эта компания выпускала шкатулки для парных дуэльных пистолетов. Тогда становится понятно, что лакировка для этой фирмы — традиционный подход. Они привыкли так делать, и по-другому просто не умеют.
    — Посветите нас в ближайшие планы, если таковые есть.
   — Хочу испанский язык «подтянуть». Правильнее сказать, хочу «взять» язык. Конечно, я вполне успешно объясняюсь по-испански, когда мне надо решить бытовые проблемы или знакомиться с новыми людьми. Гостиница, машина, кофе, еда – это не проблема;  могу договориться. Но хочется по-настоящему владеть языком. А это можно сделать только на местности. Тоже самое можно сказать и о владении собственным производством. Я давно уяснил, что иметь производство в Никарагуа, а жить в России – это утопия.  Местные – хорошие ребята, веселые, но редкие раздолбаи. Нет, с кнутом у них за спиной стоять  не надо. Но приглядывать за ними нужно, а то все разворуют. И будет все, как и у нас, то есть полный бардак. Обычно я приезжаю на фабрику, и мои сигары крутят в моем присутствии. Потом я их пробую. После этого их закладывают на хранение, и я уезжаю. Через определенное время мне присылают образцы, я их пробую, говорю: «Да, созрели»; отправляю туда упаковку и акцизные марки. Потом получаю готовую продукцию. А потом еду и опять экспериментирую. Работаю я в сессионном режиме. Есть мечта сделать свое производство, свою табачную фабрику. Сейчас я работаю с партнером, который и является владельцем фабрики. Он курирует производство сигар из табака, который я дегустирую и закупаю. Потом я должен сам докупить новую партию табака, чтобы сохранялся вкус марки.
    — Закупка табака всегда производится лично Вами?
   — Я, конечно, могу это кому-то доверить. И у меня появится повод свалить на кого-нибудь вину, если будут проблемы. Нет ничего хуже, чем искать дураков и виноватых. Когда появляются проблемы, первый вопрос, который надо задавать: «А ты на себя в зеркало смотрел?».
   А я не хочу идти на поводу у почтенной публики, я ж не на арене цирка. А потом сигары, как и хьюмидоры – дело вкуса. Если Вы хотите попробовать сигару, никакой предварительный  опрос, никакой сбор данных не позволят мне на 100% угадать, что Вам подходит. И Вы не сможете сделать выбор по моему описанию, потому что исчерпывающе описать вкус сигары нельзя. Сигару  нужно ощутить, читать о ней бесполезно. 

 

    См. также Кирсанов о хьюмидорах. Часть I

Оцените статью