Терминатор, как мера всех вещей

Записки афисионадо

«Терминатор 4». Великобритания, Германия, США, 2009, 108 мин. Режиссер: МакДжи, сценарий: Джон Бранкато, Майкл Феррис, оператор Шейн Хёрлбат, композитор Дэнни Элфмен. В ролях: Кристиан Бейл, Сэм Уортингтон, Мун Бладгуд, Хелена Бонэм Картер, Антон Ельчин, Брайс Даллас Ховард, Коммон, Джейн Александр, Майкл Айронсайд, Крис Браунинг.

Американские боевики давно уже служат темой для курсовых работ студентов философских факультетов. «Матрица» в этом отношении пример наиболее очевидный. Но и другие фильмы — «Скользящий по лезвию бритвы», «Чужие», «Франкенштейн», «Вспоминая всё» или «Шестой день» — воспринимаются философами и культурологами в качестве реплик в рассмотрении основных онтологических вопросов. Четвёртый «Терминатор» легко вписывается в эту картину.
Если бы гении Возрождения могли предвидеть, к чему приведёт их основной лозунг «Человек — мера всех вещей», они, наверное, были бы поосторожнее в формулировках. Борясь с непререкаемым диктатом церкви и провозглашая приоритетность научного взгляда на мир, Леонардо да Винчи и Джордано Бруно оставались мистиками и не ограничивались материалистическими воззрениями. В наше время, когда религия уже не в состоянии исполнять роль единственного арбитра в вопросах смысла жизни, а заступившая на её место во многих областях наука никогда на это и не претендовала, так называемое цивилизованное человечество в массе своей понимает лозунг Возрождения излишне буквально. Каждый человек считает себя самого мерой всех вещей в мире. Тема смерти стала почти неприличной для обсуждения в обществе. Весь комплекс переживаний, связанный с уходом из жизни, считается хорошим тоном скрывать, чтобы не травмировать окружающих. Человечество озабочено идеей если не вечной, то, по крайней мере, максимально долго длящейся молодости. Понимание индивидуальной жизни, как одной небольшой ступени на пути вечного существования, современной западной культуре почти совершенно чуждо.
Со времени заката великих мистериальных религий прошлого роль духовного поводыря людей постепенно переходило к искусству. Но Рабле и Данте без сносок и комментариев понятны всё меньшему числу людей. В этой катастрофической нравственной ситуации подсказчиком и учителем заблудшего человечества подчас становится массовое искусство.
Поскольку к христианскому Богу стало бесполезно обращаться с вопросами о цели нашего здешнего существования, то вопрос задаётся нам, людям. И задаётся он теми, кого создали мы: чудовище Франкенштейна, домашний робот Давид из «Искусственного интеллекта», клон героя из «Шестого дня» не в состоянии понять, почему их создатели покинули их. Маркус Райт, новый, суперсовершенный терминатор, посланный убить лидера повстанцев Джона Коннора в 2018 году, поначалу даже не подозревает, что он уже не человек, а запрограммированная машина. Осознавая себя человеком и принимая самостоятельные решения, Маркус совершает ту же духовную работу, что и человек, восставший против теории детерминизма.
Когда искусство впервые стало выделяться из чисто религиозного действа, оно оформилось в виде эпоса. Эпические герои — Геракл, Ахилл, Роланд, король Артур — обладают сверхчеловеческими возможностями. Восхищаясь их подвигами, слушатели не думали о неправдоподобности этих образов, а воспитывали в себе стремление к идеалу. Современное массовое кино, преодолев искус реализма и психологизма, снова приходит к исключительным героям. Осознание себя человеком приводит Маркуса к самоидентификации на уровне человечества, а не на уровне личности. Он не просто отказывается выполнить задание Skynet’a и спасает лидера повстанцев, но и отдаёт ему собственное сердце, чтобы Джон Коннор смог выжить после тяжёлого ранения. Фантастичность ситуации не должна ввести нас в заблуждение. Авторы говорят нам о реальном нравственном выборе между личным существованием и выживанием человеческого вида. Подобно Роланду, пожертвовавшему своей жизнью ради победы, Маркус отвергает индивидуальное физическое бессмертие, которое ему, как

http://www.youtube.com/v/v8Wx7aQXK8U&hl=ru&fs=1&» width=»640″ height=»385″ scale=»ShowAll» loop=»loop» menu=»menu» wmode=»Window» quality=»1″ type=»application/x-shockwave-flash»>

роботу, было практически гарантировано, и становится частью великого дела борьбы человечества против машин. Именно этот выбор и делает его человеком, ответившим на вопрос о смысле бытия.
Подобные фильмы превращаются для своей, в основном молодой аудитории в своеобразную инициацию. Как и древние мистерии, которые тоже не пренебрегали спецэффектами, очередной «Терминатор» проводит нас вместе с главным героем через смертельные испытания, в которых к нему (а в идеале и к нам) приходит понимание мнимости индивидуального существования.
Смерть начинает восприниматься, как катастрофа, в момент выделения человека из природы. Преодоление смерти через самопожертвование отменяет ужас гибели отдельной личности, потому что она больше не является отдельной. Мерой всех вещей, как и положено, становится не каждый из нас, а человек как человечество.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Обсуждение статьи «Терминатор, как мера всех вещей» на форуме

Оцените статью