С той стороны зеркала

Записки афисионадо

«Климт». Франция, Германия, Великобритания, Австрия, 2006, 93 мин. Автор сценария и режиссёр Рауль Руис, оператор Риккардо Аронович, автор музыки Жорж Арриагада. В ролях: Джон Малкович, Сэффрон Берроуз, Стивен Диллейн, Сандра Секарелли, Никола Кински, Вероника Феррес, Аглайя Цизковиц.

Загрузка плеера

Климт — это тот самый Густав Климт, классик модерна, чьи работы сегодня — золотой фонд любой коллекции.

«Климт» — фильм о мире, в котором мы живем, но осмыслить который может только художник. Какой ценой? Жизнь самого Климта представлена как видение, промелькнувшее перед угасающим сознанием. Сила воображения художника столь велика, что его сны проглядывают «с той стороны зеркального стекла», и именно туда, за мерцающую, непреодолимую для других грань уходит он к своим образам.

Тема жизни, как сна, — неуловимо-загадочна. Вот обманчиво доступная красавица Леа — воплощение его Музы — является Климту то в зеркальном отражении, то в виде неосязаемой китайской тени, то чёрно-белым призраком в фильме великого изобретателя игрового кино Мельеса. А из-за других зыбких поверхностей кто-то постоянно наблюдает за самим Климтом. То его замечают из окна кабачка, то зеркало гостиной оказывается полупрозрачным. Так обретает неожиданное объяснение плоскостность полотен художника: мир постоянно представляется ему словно отделённым от него различными преградами. Он, расписывая эти преграды, и создаёт свои шедевры.

Непохожесть моделей на персонажей его картин, много раз подчёркнутая в фильме, свидетельствует о том, что прообразом для Климта служит не реальность, но некое трансцендентальное миру пространство идей. Сам же художник, будучи проводником, растворяется, в конце концов, в мире вызванных им к жизни образов. Изысканное построение фильма на

водит нас на мысль об исключительном значении искусства в осознании человеком его места в мире. Язык метафоры позволяет преодолеть неразрешимое в реальности противоречие между конечностью человека и бесконечностью мира.

Игра таинственного графа, прячущегося от общества в комнате со стеклянными стенами, за которыми для него устраиваются разнообразные пикантные представления с участием вольных и невольных (как Климт) актёров, напоминает фаулзовского «Волхва». Многозначительные разговоры о «настоящей» и «ненастоящей» Леа настолько сбивают запутавшегося художника с толку, что он даже начинает видеть самого себя в случайных прохожих. Так причудливо передана мысль о скорой необходимости расстаться с самим собой.

Поэтическая сцена смерти художника полна кинематографических цитат. Снег, покрывающий плечи медсестры и друга Климта в больничной палате, напоминает идущий с потолка дождь в «Зеркале» Андрея Тарковского, а также снежинки, в которые превращается развоплощённый дух компьютерного персонажа в «Нирване». В своём видении в это время Климт попадает в комнату со множеством дверей, из которой однако он не может найти выхода. Вместе с ним блуждает девочка, вовсе не испуганная сложившейся ситуацией. Давая своему герою такого очаровательного проводника в мир теней, режиссёр показывает, как детское желание спрятаться трансформируется у мудреца в стремление скрыться от людей, оставшись непонятым. Поскольку художник имеет дело с представлениями, не подразумевающими каких-то конкретных предметов или явлений в реальности, а потому не подверженных разрушению, мир смерти становится для него лишь ещё одним сном, развивающимся по тем же законам, что и сон жизни.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью