Не быть чужим. Чужакофобия

Записки афисионадо

«Чужие». Россия-США-Египет, 2008, 100 мин. Режиссёр Юрий Грымов, авторы сценария Александр Ремнёв, Владимир Малягин, Юрий Грымов, художник Аббас Сабер, оператор Андрей Каторженко, композитор Андрей Феофанов. В ролях: Марк Эдам, Скарлетт МакАлистер, Кэтлин Гати, Нил Стюарт, Джэфф Грейс, Виктор Бычков, Алексей Полуян.
«Александра». Россия-Франция, 2007, 92 мин. Автор сценария и режиссёр Александр Сокуров, оператор Александр Буров, художник Дмитрий Малич-Коньков, композитор и продюсер Андрей Сигле. В ролях: Галина Вишневская, Василий Шевцов, Раиса Гичаева, Евгений Ткачук, Андрей Богданов.
Мир стал ощутимо меньше. Но
понимаем ли мы людей, до которых можем долететь за считанные часы? Уже самим названием своего фильма Ю. Грымов однозначно отвечает на этот вопрос. Титры написаны на трёх языках — арабском, английском и русском — не только потому, что фильм является совместной продукцией. Сияющие на фоне звёздного неба, перетекающие друг в друга разноязычные надписи, на первый взгляд, должны подвести нас к мысли о единстве вещества мира несмотря на внешние культурные различия. Действительно, везде есть дети, и они должны быть здоровы, даже если это дети тех, кто ставит мины и стреляет из пулемётов. Гуманная ведь идея: рискуя своей жизнью, через минное поле прорваться к арабским детям, чтобы провести их вакцинацию.

Общеизвестно, насколько многих раздражают великодержавные замашки американских политиков, стремящихся всему миру навязать собственные представления о добре и зле. Трудно выбрать более одиозное и уязвимое в своём чванстве высказывание, чем то, что послужило эпиграфом к фильму: «Наша нация избрана Богом и уполномочена историей, чтобы быть для мира моделью справедливости» (Дж. Буш-мл). Очевидна слабость позиции того, кто собирается наставлять другого, не дав себе труда проникнуть в его систему ценностей. Немало американцев отдаёт себе в этом отчёт и пытается противостоять подобной тенденции.
Весь этот комплекс идей мог бы стать поводом для глубокого философского размышления на тему взаимопонимания как отдельных людей, так и целых культур. Но, к сожалению, Ю. Грымов настолько увлёкся разоблачением легкомыслия, порочности и лицемерия американцев, как таковых, что какие-либо далеко идущие моральные или политические выводы стали невозможны. Составив команду американских «врачей без границ» исключительно из меркантильных, распущенных и лживых людей, Ю. Грымов на другую чащу нравственных весов

http://www.youtube.com/v/uNImGvU8fNc&hl=ru&fs=1&» width=»480″ height=»385″ scale=»ShowAll» loop=»loop» menu=»menu» wmode=»Window» quality=»1″ type=»application/x-shockwave-flash»>

положил русского солдата, ценою своей жизни спасающего арабскую девочку, и пленного русского хирурга, оперирующего сквозь разбитые очки. Есть ли правда в подобном жёстком противопоставлении? Разве многие десятилетия советские солдаты не диктовали свои законы другим странам? Люди во всём мире ещё не забыли ужаса коммунистической угрозы. Дети в средних школах на Западе проходят историю начала XX века как эволюцию тоталитарных режимов, в которых русский коммунизм рассматривается через запятую с немецким национал-социализмом, итальянским и испанским фашизмом. Не странно ли «в устах» русского режиссёра обобщающее противопоставление измождённых русских солдат, которым неоткуда взять масла для двигателя, — упитанным, но бесплодным американским мужчинам и симпатичным, но сексуально озабоченным американским женщинам?

Конечно, нам часто бывает горько, когда мы встречаем у представителей Запада холодное, препарирующее отношение к нашей трагической истории, не находим понимания и сочувствия, которого мы, как нам кажется, заслуживаем не меньше, чем жители Родезии или Курдистана. Но не является ли позиция Ю. Грымова в этом фильме попыткой, что называется, «перевалить с больной головы на здоровую»?
Взгляд Ю. Грымова настолько тенденциозен, что он заставляет своих героев совершать мало мотивированные поступки. Неужели американка с медицинским образованием не могла найти другого способа забеременеть при бесплодном муже, как только соблазняя охранника-араба в грязном сарае? Неужели руководитель рискованной поездки в горячий район боевых действий может настолько плохо владеть собой, что в припадке ревности убивает беззащитного пленного хирурга, только что спасшего жизнь его другу? Подобные сюжетные ходы должны вызвать ненависть к «америкосам» у наивного зрителя, не замечающего нелогичности драматургических ходов. Но в чём же смысл вызывать отчуждение к нации, по видимости, достигшей чуть большего, чем мы, на пути создания более или менее справедливо функционирующего общества?
Название фильма «Чужие» написано на рекламе фильме по-русски и по-арабски на фоне американского флага. Послание читается как нельзя проще: чужие здесь американцы. Ю. Грымов не уточняет, о какой стране идёт речь и в чём суть военного конфликта, но в фильме нет ни одного столкновения русских с арабами. Наоборот: русский солдат спасает арабскую девочку, которую поставили на мину, а пленного русского хирурга не отдают своим, а потом и вовсе убивают — американцы.
Тупиковость нравственного вывода, к которому пытается привести нас Ю. Грымов, особенно очевидна, если сравнить фильм «Чужие» с «Александрой» А.

http://www.youtube.com/v/9fM4dIpulP8&hl=ru&fs=1&» width=»480″ height=»385″ scale=»ShowAll» loop=»loop» menu=»menu» wmode=»Window» quality=»1″ type=»application/x-shockwave-flash»>

Сокурова. Пожилая женщина, приехавшая в Чечню навестить своего внука, вносит в суровый военный быт пограничной части такой мощный заряд добра, что в её присутствии даже как будто отменяются нерушимые законы войны. Она — никому не чужая. Конечно, это, прежде всего, глубоко русский характер, но её умение видеть в каждом человека с его проблемами и болью, искренняя забота и сострадание заставляют окружающих воспринимать её не как «свою» или «чужую», а просто как старую женщину, мать. Во время просмотра фильма не оставляет страх, что с этой волевой, упрямой, но очень беззащитной женщиной может случиться что-то нехорошее. Но её человеческая мудрость заставляет всех заботиться о ней, помогать. В отличие от мучимых комплексами героев «Чужих», Александра не сомневается в правильности своего выбора, в котором она ориентируется на вечные, неотменимые истины: внука надо навестить, даже если он воюет, на базар надо сходить, даже если для этого придётся пересечь необъявленную линию фронта. Она не боится показаться чужой, потому что ей самой никто не чужд. Она знает, что и чеченские женщины — тоже женщины, что чеченские солдаты — просто молодые мальчики.
Галина Вишневская в роли Александры настолько потрясает, что хочется сказать, что никогда никем не было сыграно ничего подобного. Мы видим перед собой не актрису, а человека, сумевшего переплавить свой опыт страдания в сочувствие и милосердие, а не в ненависть и отчуждение.
Без ложной дидактики и сконструированных драматургических ходов, практически без сформулированного сюжета А. Сокуров показывает нам, как просто найти общий язык, как просто не быть чужим.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью