Ангелы против демонов. Браун против церкви

Записки афисионадо

«Ангелы и демоны». США, 2009, 133 мин. Режиссёр Рон Ховард, автор сюжета Дэн Браун, сценаристы Акива Голдсман, Дэвид Коэпп, оператор Сальваторе Тотино. В ролях: Том Хэнкс, Юэн МакГрегор, Стеллан Скарсгард, Армин Мюллер-Шталь, Аилит Зорор, Пьер Франческо Фавини, Николай Ли Каас, Туре Линдхард, Дэвид Паскуери.

Незадолго до того, как был опубликован роман Дэна Брауна «Ангелы и демоны», скончался Иоанн-Павел II, и история об убийстве излишне либерально настроенного Папы католическими фанатиками прозвучала злободневно и многозначительно. Выход экранизации романа пришёлся вскоре после очередной попытки учёных ЦЕРН’а получить экспериментальным путём пресловутую «частицу Бога», существование которой объяснило бы феномен гравитации.
Однако, несмотря на эти удивительные совпадения, экранизация «Ангелов и демонов» всё же несколько запоздала. Ажиотаж вокруг двух романов Дэна Брауна о новом Шерлоке Холмсе, разоблачающем ужасные тайны католической церкви, — профессоре Роберте Лэгдоне, спал в значительной степени из-за появления множества книг, пытающихся эксплуатировать схожие идеи.
В широком и неиссякающем потоке так называемых «интеллектуальных детективов» романы Дэна Брауна привлекли к себе особое внимание тем, что затронутые в них проблемы не были исключительно литературными. Читая «Код да Винчи» или «Ангелов и демонов», сколько-нибудь любознательный читатель поневоле должен был разобраться в предложенных автором исторических и религиозных коллизиях. Множество вышедших позднее трактовок и расшифровок романов позволили наиболее дотошным поклонникам узнать массу интереснейших сведений.
В экранизации «Ангелов и демонов» критическая острота романа оказалась значительно снижена. У Брауна детективный сюжет служит некой вкусной оболочкой для горькой пилюли информации, которую люди не особенно любят добывать самостоятельно. А так, в промежутке между погонями и убийствами читатель может проглотить пару страниц не слишком широко известных фактов, скажем, об истории католической церкви. Самые провокационные выдумки, например, о возрождении тайного общества иллюминатов, Браун выдвигает на первый план, а любимые и важные свои мысли высказывает как бы между прочим. В результате идеологические противники писателя тратят всю свою энергию на опровержение существования современных иллюминатов, что изложено в сюжете самой книги, а попутно читателю сообщается множество неочевидных сведений. Например, о тайных хранилищах Ватиканской библиотеки, доступ в которую открыт только для правильных католиков, вследствие чего не только широкая, на даже самая что ни на есть узкая общественность и не подозревает о том, какие тексты могут там таиться. Или о том, что, скупая на протяжении столетий великие произведения искусства, святейшие папы приказывали их уродовать, объясняя вандализм соображениями благопристойности. О средневековых порядках, царящих в этой могущественнейшей организации, и о том, что католическая церковь до сих пор является самым крупным собственником в мире. К сожалению, эта сторона романа в наименьшей степени оказалась отражена в фильме, который использовал только главные элементы стремительного сюжета, практически не объясняя сути происходящего. Однако даже в таком, крайне усечённом виде идеи Брауна доведены до весьма значительного числа зрителей.
Глядя развлекательные фильмы, люди привыкли относиться к фону повествования, как к чему-то само собой разумеющемуся. Здесь же в качестве одного из главных героев выступает высокопоставленный чиновник Ватикана, способный на запланированные убийства и изобретательную фальсификацию ради поддержания сильно покачнувшегося в последнее время авторитета католической церкви. Неудивительно, что Ватикан запретил своей пастве читать романы Дэна Брауна. Ведь строго дозированный доступ к информации на протяжении двух тысяч лет был одним из важнейших методов удержания верующих в повиновении. А Браун покушается не на саму идею существования бога, хотя без этой гипотезы обходились многие великие умы человечества на протяжении

http://www.youtube.com/v/nw9drqPUxh0&hl=ru&fs=1&» width=»560″ height=»340″ scale=»ShowAll» loop=»loop» menu=»menu» wmode=»Window» quality=»1″ type=»application/x-shockwave-flash»>

сотен лет, а лишь делает одним из своих главных персонажей религиозного фанатика — религиозного христианского фанатика. Роман, как и созданный на его основе фильм, — вымысел. Так почему же религиозных деятелей настолько занимает проблема его правдоподобности? Ведь содержание другого литературного произведения — Евангелий — они требуют принимать на веру безо всяких доказательств. А принципиальное отличие обоих текстов друг от друга заключается только в том, что один из них является древним, а другой — современным. По степени же достоверности изложенных в них фактов они примерно равноценны. Основное достоинство фильма состоит в том, что он доносит до большего, нежели роман, числа людей идею о праве каждого на скептическое отношение к проблемам религии и церкви, в той же степени, в какой верующий может претендовать на уважение окружающих к своим взглядам.
Большинство взрослых граждан нашей страны воспитаны ещё в атеистическом обществе, поэтому нас, наверное, не так сильно, как американцев, шокирует сама возможность критики церкви. Общеизвестно, что, основанные как светское государство, Соединённые Штаты в настоящее время являются самой религиозной страной христианского мира. Это особенно заметно на фоне протестантской Европы, где люди ходят в церковь в большинстве случаев по причинам социального характера. Поэтому закономерно появление критически настроенных по отношению к христианству книг и фильмов именно в США, стране, где верующие возражают против необходимости преподавания теории эволюции в школах на основании того, что она несовместима с религией.
Мистики уже полтораста лет твердят о близком крахе христианской религии, мотивируя это наступлением новой эры прецессии равноденствия — Эры Водолея. Согласно теософии, каждый такой период, длящийся немногим более двух тысяч лет, порождает новую великую религию. Например, завершающаяся Эра Рыб соответствовала доминированию христианства. Действительно ли причина заката христианства кроется в движении звёзд или в революционном развитии науки в последние пару столетий, что сделало невозможным для человечества довольствоваться сказочными объяснениями происхождения и функционирования мира — бог весть. Суть в том, что за две тысячи лет непрекращающейся лжи, ненависти, нетерпимости, пыток христианство превратило слово «религия», имеющее изначальное значение «связывать», в нечто разъединяющее людей. Являясь на словах учением любви к ближнему, христианство изобрело идею ереси, то есть инакомыслия, которого не знали так называемые «языческие» религии. И тщетно современный католицизм пытается доказать, что переродился и не имеет никакого отношения к массовым убийствам евреев во времена крестовых походов или катаров во времена крестового похода против христиан, сожжению «ведьм» и преследованию учёных. Сегодня не прекратились религиозные конфликты не только между представителями различных монотеистических религий, но и между отдельными ветвями самого христианства. Поэтому любая правда о кровавой истории этого всё ещё доминирующего в мире учения есть дело позитивное для обновления самосознания человечества. А, как известно, самые сложные идеи входят в сознание лучше всего в игровой форме, каковой и являются для современного человека детективы и триллеры. Следовательно, даже такой весьма невыдающийся фильм, как «Ангелы и демоны», должен быть оценён положительно, поскольку приоткрывает миллионам посмотревших его людей правду об истории и современном функционировании христианства.

Ирина Светлова ©

кандидат искусствоведения

Брюссель

специально для Сигарного портала

Оцените статью