Тунис – самая маленькая страна Магриба

Записки афисионадо

     В африканской стране Тунис многие члены МСК уже бывали. И все же Тунис пока остается terra incognito.

     В африканской стране Тунис многие члены МСК уже бывали. И все же Тунис пока остается terra incognito.

     Тунис долгое время был колонией Франции, независимость получил лишь в 1956 году. В связи с этим влияние французской культуры весьма существенно. От французов местные жители арабы и берберы получили второй государственный язык, реформу образование по французским лекалам, хорошие дороги и относительно хорошую манеру поведения, если учесть, что это арабская и африканская страна. Но больше всего от независимости выиграли женщины — теперь они самые защищенные во всем арабском мире. Здесь нет многоженства, у женщин — 25% мест Национального собрания, одна женщина министр, женщины получают образование и дважды в год отмечают женский праздник (8 марта и 13 августа – День женщин).

     Я пробыл в Тунисе 10 дней и успел посетить четыре крупных города и несколько укромных местечек. По численности населения тунисские города – это серьезные городские центры, а по архитектуре, расположению улиц и кварталов – это скорее большие, каменные деревни, вытянутые вдоль морского побережья. В арабской культуре главное место в городе — Медина, т.е. старый город, окруженный крепостными стенами, где есть мечеть, торговые лавки, мастерские. Все что за Мединой – это жилое пространство с домами и отелями.

     О еде. Нам немного не повезло, т.к. мы попали на священный месяц Рамадан и практически все кафы были закрыты, алкоголь не продавался, за исключением пива. Туристов из России спасал магазин Duty Free.

     Гид подсказал нам в Сусе хороший рыбный ресторан — Le Surfin. В первый же день мы решили его посетить. На первое принесли рыбный суп, который был огненно красного цвета, ни запахом, ни вкусом, ни цветом он рыбу не напоминал, такое ощущение, что состоял просто из красного перца. С супом поднесли такие же острые закуски и рис. Затем большое блюдо с рыбой. Вот с рыбы надо было начинать трапезу — вкусная и неострая, она меня особенно порадовало. Но только она. И мы решили больше не связываться местными тавернами.

     Мир не без добрых людей. Напротив нашего отеля находился магазин Macha shop, где продавщицей была русская девушка Вера из Ярославля. Она подсказала, что через дом есть итальянская пиццерия. Ее хозяева — семейная пара Себастьян и Ксения, он итальянец с Сицилии, она русская из Узбекистана. Очень веселые и милые люди, у них несколько ресторанов итальянской кухни. В меню традиционная итальянская кухня, которую можно описать двумя словами: по-домашнему вкусно и сытно. Разговорившись с ними, я выяснил, что у них есть мечта открыть ресторан в Москве и они ищут партнеров.

     О Монастире. Добраться до города можно за два динара из Сус на так называемом метро. Оно больше всего похоже на маленькую электричку. Монастир — небольшой городок к югу от Суса. Родина первого президента Туниса — Хабиба Бургибы. Здесь же расположен его мавзолей — величественный, состоящий из двух минаретов, центрального золотого купола и двух поменьше. Внутри он украшен каррарским мрамором и золотом. Смотритель мавзолея очень гордится внутренним убранством и постоянно обращает внимание на роскошное внутреннее оформление. Сразу видно, что он до сих пор почитает своего первого президента.

     Второй достопримечательностью является Рибат, который похож на крепость. Высокие стены Рибата грозно нависают над морем и всегда готовы отразить новый натиск, только туристических орд. Рибат был построен в VIII веке по приказу халифа из Багдада. Кроме того, в Монастире красивая бухта и прогуляться вдоль кромки берега всегда приятно.

     О Тунисе. Столица Туниса носит такое же название — Тунис. Оригинальности мало, но зато запомнить просто. Город действительно большой даже для Европы — около двух миллионов жителей. Город расположен в долине между невысокими холмами и заливом. В столице я был проездом, но успел прогуляться по главным улицам, как нетрудно догадаться, она называется av. de France, другая — проспект Хабиба Бургебы. Здесь расположились католический собор Сен-Венсан-де-Поль и белоснежный Муниципальный театр. Эти две главные улицы составляют единое пространство, напоминающие Тверской бульвар Москвы: в центре пешеходная зеленая аллея, а по бокам автомобильные дороги.

     Когда гид сказал нам, что в стране две православные церкви, одна в Бизерте, а вторая здесь в Тунисе, я, не раздумывая, отправился на поиски. Храм приютился в двух шагах от центральной площади Туниса на проспекте Мохаммед-сан. Построен в 1956 году по подобию владимирского храма XII века Покрова на Нерли. В церкви я встретил смотрительницу — белокурая женщина из Одессы, которая 20 лет назад вышла замуж за тунисца и переехавшая сюда. Она показала иконы, которые достали русские моряки с затопленных в годы гражданской войны кораблей. Иконы почернели от влаги, но по-прежнему излучают свет и вселяют веру в сердца. Недавно храму были подарены три маленьких колокола, что необычно, они расположены внутри храма, т.к. в мусульманской стране нельзя звонить в колокола. Это главное, что мне запомнилось в Тунисе, ведь православный храм среди пальм — завораживающее зрелище. Пусть он существует в Тунисе вечно и несет людям успокоение и спасение.

     О Карфагене. Как известно из учебников истории: «Карфаген должен быть разрушен!», и он действительно разрушен. Если откровенно, я ожидал увидеть что-то более величественное. Осмотр Карфагена начинается с раскопок холма Бирса — это уцелевшие сооружения со времен финикийцев, первых хозяев Карфагена. С холма открывается прекрасный вид на бухту, к которую заходили корабли финикийцев, римлян и эллинов. Тут же расположен Национальный музей Карфагена и собор Сен-Луи. Музей, хотя и носит название национального, у путешественников, которые бывали в других археологических музеях мира, не вызывает восхищения. Возможно, это вина французов, которые все интересные экспонаты вывезли в Лувр.

     Следующая остановка — у аллеи Терм Антонина. Это уже римский период Карфагена. Римляне были педантичными чистюлями и все важные дела и сделки обсуждали в термах. Это самое грандиозное сооружение, сохранившееся в Карфагене. Хотя до нас дошел только подвальный, технический этаж, где нагревалась вода и подавался горячий пар, но он впечатляет. Остается только представить, какими великолепными были термы при императоре Антонине.

     Далее мой путь лежал в бело-голубой город Сиди-Бу-Саид. Это одно из красивейших мест Туниса застроено белыми домиками в андалузском стиле с голубыми ставнями, решетками и с массивными дверьми, которые украшены узорами из черных гвоздичных шляпок. Очень уютный и элитный уголок. Здесь расположены маленькие пятизвёздочные гостиницы, затерянные в узеньких улочках. А какой вид открывается с холма! На бирюзовую бухту, на ожерелье белоснежных яхт, на президентский дворец и на горы Атласа. А если подняться выше, то со смотровой площадки можно лицезреть панораму города. Также можно выпить мятного чая с кедровыми орешками в чайхане и купить тарелочки и большие блюда ручной работы. Побывав в этом сказочном месте, снова хочется в него вернуться, но конечно очень много назойливых туристов. Таковым был и я сам.

     Экскурсия в Сахару. Это двухдневная экскурсия, ради нее стоит ехать в Тунис. Без этой поездки впечатления о Тунисе будут неполными, пресными, обыденными. Увидеть все красоты страны можно лишь проехав до Сахары и обратно.

     Нашей первой остановкой был небольшой городок Эль-Джем. Знаменит он прекрасно сохранившимся Колизеем, который был построен в III веке римлянами. Вмещал он 30 тыс. зрителей. Мы все дружно решили, что построить такое гигантское даже по современным меркам сооружение можно лет за 20, но нет, амфитеатр был построен всего за 8 лет. При римлянах город назывался Тиздрус и знаменит еще тем, что при наместнике Рима Гордиане захотел отделиться от империи, но независимость продлилась несколько дней. В тот период Рим был еще полон сил. Город вообще был славен не только гладиаторскими боями, в нем реально проливалась и человеческая кровь. В Эль- Джеме велась борьба между арабами и берберами, здесь прятались партизаны Али-бея в 1695 г., а также в годы второй мировой войны велись сражения между союзными войсками и армией «Лиса пустыни» генерала Роммеля. Об этом свидетельствуют надписи на стенах колизея, сделанные в 1943 г. американскими солдатами. Масштабы колизея в Эль-Джеме восхищают и поражают одновременно, одним словом, ни фотография, ни видеосъемка не могут передать всей красоты этого архитектурного шедевра.

     Между городами по ходу следования в Сахару расположились оазисы, где растут с пальмами и гранатовыми деревьями. В одном из оазисов можно попробовать сок из финиковой пальмы. Мутно- белого цвета и совершенно не похожий на наш березовый сок.

     Рядом с городом Матмата на безжизненных с виду просторах проживают троглодиты или пещерные жители. Назвали их так потому, что они выкапывают в мягкой почве жилища-кратеры, в которых благополучно проживают. По статистике, среди троглодитов много долгожителей.

     К вечеру мы подъехали к маленькому оазису Дуз. Остановились в отеле Sun Palm Douz — на его территории имеется окруженный пальмами бассейн с артезианской минеральной водой. Мы искупались в бассейне, после чего усталость как рукой сняло, и поехали в Сахару кататься на верблюдах. Всю группу облачили в берберские одежды, мне попался невероятно большой размер, в котором я стал похож на китайского мандарина. Верблюды очень спокойные и умные, наверное, для них туристы стали обыденностью. А вот идущие рядом ряженые в местные одежды слегка надоедают, выпрашивая за любое действие динар.

     На следующий день подъем в 04.30 утра, завтрак, и мы снова в автобусе. Едем встречать восход солнца в пустыне и смотреть на соленое озеро Эль-Джерид. Это бескрайний уголок Туниса, где звенящая тишина, и все белым-бело от соли. Как такового озера — нет, вода высыхает и остается одна соль, ну, прямо как у нас в январе. Гладя на такое количество соли, хочется сказать: вот где можно съесть пуд соли!

     Но на этом путешествии еще не окончено. Нас ждут «не убиваемые» джипы Toyota Land Cruiser 100, на которых нас везут в сафари по барханам. Не перестаю восхищаться качеством японского автопроизводителя и экстремальной ездой нашего водителя. Джип ныряет в пропасть между барханами, и мы дружно кричим водителю: come on!

     После встряски нас завозят на оставшиеся декорации марсианского города из фильма Джорджа Лукоса «Звездные войны» эпизод 2 и 4. На самом деле город построен из дерева, гипсокартона и штукатурки, но посередине пустыни он смотрится ирреально. А рядом примостились песчаные дюны совершенной формы.

     Уставшие и счастливые, мы едем к водопаду, по обочинам стоят дорожные знаки «Осторожно верблюды», лежит соленый снег, а вдалеке высятся горы Атласа. У очередного оазиса, мы поднимаемся по скалистым горам к водопаду. Нам предстоит самое приятное, о чем может мечтать путник в пустыне, — искупаться под водопадом. Подъем к долгожданной воде еще больше утомил всю группу, и вот перед нами появляется зажатый между гор водопад. Он небольшой, но это все-таки Африка, где а этой жаре такие мини-Неагары — благодать. Увидев природный душ, мы все по очереди кинулись принимать водные процедуры. Уходить из-под струй, никому не хотелось. Как оказалось, купание идет строго по расписанию. Гид предупредил нас: для групп из России выделяется целый час, хотя всем остальным дается только 20 минут.

     Завершающим экскурсию городом был Кайруан, в котором расположено самое древнее молитвенное место в Северной Африке – мечеть Джемаа-Сиди-Окба. И мусульмане очень почитают это место, так же, как Мекку. Город знаменит и производством ковров. Мы посетили специальный магазин, где нас угостили чаем и провели презентацию местных ковров. Ковры можно купить по приемлемым ценам от 100 до 600 долларов США. Ковры ярких и естественных тонов с высоким ворсом, с изображением оливковых деревьев, геометрических узоров и всевозможных цветов. В коридоре магазина я заметил запакованные ковры с адресом покупателя «France». Любителям ковров надо запастись деньгами и терпением, выбор большой.

     Напоследок я заметил молодого человека, едущего на велосипеде и одетого в красную футболку с надписью «СССР». Такое облачение вызвало у меня улыбку и ностальгию, ведь любое путешествие когда-нибудь заканчивается, а любые империи рушатся.

 

 

     Эдуард Сухарев

Оцените статью