Сигара на войне

События

 

       Война и сигара – вещи малосовместимые. И все же:

       Веллингтон специальным приказом запретил господам офицерам идти в атаку с сигарой и зонтиком…

       Французы узнали вкус сигар, захватив в ходе войны Севилью, сигары понравились Наполеону и стали модны в армии, а затем и на всех оккупированных французами территориях… В Англии сигары оказались после военной кампании на Пиренеях… В Северную Америку сигара пришли после войны Англии с Кубой…

       Первое появление сигар в Советской России тоже связано с войной: в фильме «Чапаев» капелевцы идут в атаку, покуривая сигары…

Сигара в воюющей Англии

       «Отберите у меня сигару, и я начну с вами войну!» — эти слова принадлежат Черчиллю, чья биография причудливейшим образом вплетена в историю сигар и войн. Именно будучи военным корреспондентом на Кубе, Черчилль пробует сигары, и уже никогда с ними не расстается (умер он в серьезном возрасте – в 90 лет, продолжая курить сигары).

       Во время второй мировой войны Великобритания запретила ввоз предметов роскоши – в том числе и сигар. Но Черчилль решил: именно теперь важно, чтобы англичане видели его с сигарой. Черчилль с сигарой в военном самолете, Черчилль с сигарой и с противогазом – это были знаки англичанам: мы победим, в мир и на наш остров вернутся покой, благополучие, сигары.

       Сигара успокаивала нацию. И самого Черчилля тоже. Малоизвестный факт: 22 июня 1941 году в момент, когда Черчиллю доложили, что Гитлер напал на СССР, он попросил принести ему «гаваны». За несколько месяцев до этого Куба преподнесла Черчиллю уникальный подарок — шкаф с сигарами эксклюзивных марок: H. Upmann, Por Larranaga, Ramon Allones, Romeo y Julieta, El Rey del Mundo и Hoyo de Monterrey.

       Охрана пыталась воспрепятствовать получению кубинского подарка – боялись, что сигары могут быть отравлены. И вот в момент наивысшего волнения – Германия напала на СССР – Черчилль вдруг продиктовал опешившему секретарю лаконичную записку: «Покажите их мне». Секретарь даже не сразу понял, о чем идет речь: Черчилль требовал гаванские сигары. Те самые, которые были под подозрением. И не только их выкурил, но и сделал это прилюдно – позвал к себе ключевых членов кабинета, раздал им сигары, объяснив, что риск есть, и министры во главе со своим премьером закурили и, попыхивая сигарами, пошли в парламент – там слушался вопрос о помощи СССР. Это была демонстрация.

       Английские парламентарии, кстати, не стремились выделять средства на помощь Советам. Но эти попыхивающие сигарами джентльмены буквально проломили сопротивление депутатов.

 

Нацистские сигары

       В коллекции раритетов Московского сигарного клуба, которую собирает сигарный археолог Александр Шевченко, самые распространенные сигары – немецкие. Много среди них и со свастикой – как дорогих сигар, генеральских, так и явно попроще — солдатских, фронтовых. Часто наши солдаты, врываясь в блиндажи противника, обнаруживали там не только шоколад, шнапс, коньяк, но и совсем уже удивительное – наволочки на подушках, простыни и – сигары. Шоколад съедался, шнапс – выпивался, постельное белье — шло на портянки. А с сигарами не знали что делать. Так они до сих пор и всплывают на интернет-аукционах.

       Высшие чиновники Третьего рейха любили сигары. Один интересный сигарный эпизод описан Александром Чаковским в романе «Блокада». Риббентроп, министр иностранных дел фашисткой Германии, встречается в Кремле с советским коллегой Молотовым.

       «Риббентроп предложил наркому сигареты и сигары, хотя знал, что тот не курит. Затем сам закурил сигару, выпустил клуб дыма, вежливо помахал рукой, чтобы дым не достиг гостя, и, широко улыбнувшись, голосом, не лишенным некоей торжественности, сказал:

       — Итак, господин министр, настало время, чтобы четыре великих державы — я, естественно, имею в виду Россию, Германию, Италию и Японию – определили сферы своих интересов».

       Далее они обсуждают вопрос выхода к морю. У Молотова установка – не уступить. Молотова называли мистером «нет» не только за его умение не соглашаться, но за маниакальное упорство, с которым он задавал один и тот же вопрос собеседнику или повторял, слегка меняя слова, одну и ту же фразу.

       «- К какому морю? — повторил свой вопрос этот человек (Молотов — ред.), точно не слышал ничего из того, что только что было сказано Риббентропом.

       Немецкий министр недовольно передернул плечами и резким движением потушил сигару, ткнув ею в дно хрустальной пепельницы».

       В процитированном эпизоде одна ошибка: сигарой нельзя ткнуть в дно пепельницы, даже хрустальной. Сигара – не сигарета.

Сигары в Кремле

       Во время Великой Отечественной войны выпуск сигар в СССР был приостановлен. Зимой 1944-го Сталин неожиданно вспоминает о сигарах и просит срочно сделать несколько коробок. И вручает их на Ялтинской конференции Черчиллю. Не исключено, что на знаменитой фотографии – Сталин, Рузвельт и Черчилль – английский премьер курить именно советскую сигару.

       Но сигары в Кремле курили. Однажды это сделал Сталин. Это была маленькая провокация. И, как, вероятно, предполагал хитрый английский лис, — беспроигрышная: согласие Сталина означало бы, что руководитель рабоче-крестьянского государства приобщается к одному из главных элементов буржуазной жизни, а отказ – был бы просто скандалом, поскольку в западном этикете предложение сигары демонстрирует максимальную степень дружелюбия.

       Но Сталин спокойно взял сигару. Черчилль стал крутить головой, искать фоторепортеров, которые были на приеме. Были и – исчезли. Черчилль растерялся, а Сталин был невозмутим, он-то точно знал, когда по протоколу пресса удаляется из зала.

       Некоторые источники утверждают, что Сталин иногда и сам курил сигару. Но так, как это делают трубочники – кроша ее в трубку.

       Когда СССР возобновил выпуск сигар? В моем архиве есть два документа. В первом, 1951 г., упоминаются советские сигары «Союзные». Во втором, который мне предоставил Игорь Моисеев, генеральный директор Погарской сигаретно-сигарной фабрики, — данные о выпуске сигар в 1955-1980 гг. «Союзные» фигурируют под номер 1 и относятся к сигарам премиум-класса (всего в Погаре выпускалось 35 марок сигар, в т.ч. высшего класса – четыре: «Союзные», «Гавана», «Погар», «Столичные»).

       Само это название — «Союзные» — имело явный подтекст, второй план, вторую экспозицию – как бы намекая на союзников, а не только на союз 15 Советских республики. В 1965 году, как раз в год 20-летия Победы, когда 9 мая впервые стало нерабочим днем, производство «Союзных» сигар было свернуто.

       Андрей Лоскутов,
       президент Московского сигарного клуба

 

Оцените статью