Это имя знают все: Карл Линней. По-русски его фамилия звучала бы как Липецкий, липа была тотемным деревом его крестьянской семьи в небольшой шведской деревеньке.
Будущему создателю единой системы классификации растительного и животного мира прочили пасторство, но богословие и древние языки ему совершенно не давались. Его увлекал растительный и животный мир. Тогда это все входило в понятие «медицина». Уже в молодые годы Карл Линней был признанным научным авторитетом. Но официально преподавать в шведской высшей школе не мог, так как не имел учёной степени. На докторскую диссертацию не хватало денег. Помог будущий тесть и подвернувшаяся халтура – богатый знакомый попросил сопровождать его отпрыска в Голландию. Это была удача – практически все диссертации шведские ученые защищали в Голландии. Те, кто побогаче, — в Лейденском университете, небогатые — в Хардервейкском, где защита стоила дешевле и происходила быстрее. 18 июня 1735 года 28-летний Карл Линней прибыл в Хардервейк и уже через пять дней получил степень доктора медицины (сегодня бы добровольцы из сетевого сообщества Диссернет порвали бы Линнея в клочья). Иногда «быстро» – совсем не означает «плохо».
Три года, проведенные молодым доктором медицины в Нидерландах, Франции, Англии сделали его всемирно знаменитым. Лучшие университеты предлагали ему свои кафедры, но он предпочел вернутся в Швецию. Во-первых, его там ждала невеста, во вторых, Карлу Линнею плохо давались иностранные языки, что делало его не очень светским человеком, ну и, наконец, он искренне любил Швецию.
Всемирно известным, как показывает жизнь Линнея, можно стать и на окраине цивилизованного мира, и не зная иностранных языков, и не отдавая науке всё своё время и силы, но и любя жену, воспитывая детей, имея вредные привычки. Карл Линней, систематизируя живую природу, нашел и свое, линнеевское, определение человеку: «животное двуногое, без перьев, курящее».
Сегодня, 10 января, день памяти Карла Линнея.
Андрей Лоскутов