Наш манифест

Новости
В этот день 172 года опубликован "Манифест коммунистической партии".
В этот день 172 года опубликован «Манифест коммунистической партии». 
  Своей подписи под «Манифестом» Маркс не поставил — это была заказная работа: его попросили, он сделал. И как сделал! — мало кому известный 30-летний немецкий философ фактически дал конспект истмата, впервые назвав пролетариат классом, радикально избавленным от иллюзий, классом, двигающим историю. Потом это разовьется в «Капитал». А до наших дней «Манифест» дойдет как самое издаваемое в мире нерелигиозное произведение.  
  Можем немного гордиться: во время написания «Манифеста» Карл Маркс непрерывно курил (разумеется, сигары). За свою жизнь Маркс никогда не работал в привычном нам понимании (однажды только, когда совсем подступила нищета — а она часто была с ним рядом, — Маркс отправился устраиваться в железнодорожную контору, но не прошел по почерку). Деньги добывались писанием статей, либо помогал отец, либо — чаще всего — друг-Энгельс. Шутили, что сигары Энгельса сделали его соавтором «Манифеста», вскоре под брошюрой стояли уже подписи: Карл Маркс, Фридрих Энгельс. 
  Не верьте этому. Дружба их была бескорыстна. Но курил Маркс все же сигары Энгельса. И когда писал «Манифест», и когда писал «Капитал», и когда создавал Интернационал. Кстати, с русскими интернационалистами Маркс разговаривал на русском (он знал пять языков).  
  Курил Маркс много. И пил довольно. На вопрос — что такое счастье? — написал в анкете название дорого французского вина, а про несчастье ответил: визит к дантисту. Любимым он назвал красный цвет, а своим девизом — сомневайся во всем!
  Марксисты, по крайней мере, в нашей стране, красный цвет сделали главным, но с сомнениями быстро покончили. И Роберт Рождественский, считавший, что сомнение — главный признак интеллекта, в «Поэме о вопросительном знаке» уже в 70-е годы написал: «Мыслить — этот ж себе веревочку мылить». Ну, хоть сигары оставили — СССР выпускал в те же 70-е ежегодно около 10 миллионов сигар. Сколько сегодня — сказать не могу: стыдно. 
  
   Андрей Лоскутов
Оцените статью