Ровно триста лет назад Пётр I издал указ об ассамблеях — «вольное в котором доме собрание или съезд… не только для забавы, но и для дела». Так в России на европейский манир был создан новый формат публичного общения — на ассамблею допускались все (кроме слуг и крестьян) прилично одетые горожане.
Императорском предписании указывалось, что ассамблея «ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается». Видимо, чтобы сразу расположить хозяев к приему у себя ассамблей, указ минимизировал их возможные затраты: «хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые».
Покоев должно было, как минимум, четыре — для игр, общения, танцев, табака и алкоголя. Но, как ясно из воспроизводимой иллюстрации, и курить, и пить, и танцевать, и общаться гости предпочитали в одной зале.
Указ Петра Первого закладывал основы гражданской консолидации — неформального общения представителей разных сословий и создавал прообраз новых объединений — клубов, в том чисел и сигарных.
Проф. Александр Иваницкий