Сигарные старости

Новости
Много сигар В связи с эвакуированием из Риги и прилегающих к ней окрестных местностей, где преимущественно были сосредоточены сигарные фабрики, снабжавшие нашу столицу средними и низшими сортами сигар, в Петрограде появилась масса всевозможных сигарных изделий, продаваемых по дешевой цене.

Много сигар

  В связи с эвакуированием из Риги и прилегающих к ней окрестных местностей, где преимущественно были сосредоточены сигарные фабрики, снабжавшие нашу столицу средними и низшими сортами сигар, в Петрограде появилась масса всевозможных сигарных изделий, продаваемых по дешевой цене.

  Сигары продаются не только в табачных лавках и специальных сигарных магазинах, но даже идут в продажу на улицах, где продажей занимаются какие-то подозрительные типы, спускающие дорогие сигары за баснословно дешевую цену.

  «Петроградский листок», 15.08.1915

  p.s. То есть эвакуировали не фабрики, а продукцию. Но она вскоре кончилась. Умнее других оказался владелец Рижской сигарной фабрики Тобиас Ротенберг, который, предчувствую войну и понимая, что Рига, как портовый город, будет самым вероятным направлением удара, перевел бизнес из Риги вглубь империи – в Брянскую губернию. Так в 1915 году здесь возникло производство, которое теперь нам известно как Погарская сигаретно-сигарная фабрика. Сигарный цех располагается в том же кирпичном здании, где начали крутить сигары почти 105 лет назад.



  Табачный голод

  В деревнях наблюдается повсюду табачный голод. Так, наприм., в Шенкурском уезде уже прибегают к куренью «табака», приготовленного из редьки, листьев крапивы, хмеля, мха и куглины от льняного семени.

  Весной многие крестьяне садили на ряды махорку, но количество выращенного табака получили в таком ничтожном количестве, что привычные курильщики уплачивают спекулянтам по 1 р. 50 к. – 2 р. за сигаретку и по 1 р. за махорку «на папироску».

  «Вестник Временного правительства Северной области», 17.12.1918

  p.s. Северная область контролировалась Антантой и Белой армией, просуществовала полтора года (1918-20), включала в себя Архангельскую и частично Олонецкую (ныне – Карелия) и Вологодскую губернии.



  Бытовая картинка советской Москвы

  Если бы какой-нибудь не в меру любопытный иностранец пожелал бы осмотреть столицу «социалистического рая» — его постигло бы разочарование.

  Никаких райских особенностей в резиденции народных комиссаров он не заметил бы. Город как город. И нигде не заметишь специального коммунистического блаженства. Разве что улицы загажены больше, чем для столицы полагалось бы, да еще кое-где из пятых этажей торчат пулеметы и пушки. На стенах бесконечные воззвания и приказы. «Раздави эту гадину» приказывает Троцкий своему доблестному войску. Приказы кончаются стереотипным «расстрелять на месте». На улицах самая обыкновенная, только несколько посеревшая, толпа. Перед лавками тянутся хвосты: бесчисленные мелкие спекулянты продают по сногсшибательной цене папиросы, шоколад, резиновые подошвы — словом, все по старому.

  За зеркальными окнами кафе можно видеть безукоризненные котелки, изящные френчи — это новые властители Москвы… Одетые с безвкусной изысканностью, с браслетками на руках, с кольцами на всех пальцах штатские и военные, это дельцы нового пошиба; это они со своими дамами в дорогих мехах наполняют вечерние загородные сады; это они реквизируют. Это им, как вотчина, отдана Москва и Россия.

  Старые генералы, лишенные пенсии, продают ваксу на Кузнецком, и матрос с подведенными глазами и накрашенными ногтями небрежно выкидывает 500-рублевку за ящик сигар.

  «Забайкальская новь», 27.10.18

  p.s. Эта газета издавалась в Чите, которая была под контролем правительства атамана Семенова.

  Бывшие генералы продают, а матросы покупают сигары.

  Ограбление итальянского посла

  Вечером 31-го января итальянский посол маркиз делла Торетто возвращался из заседания дипломатического корпуса, созванного у американского посла, направляясь в посольском экипаже к «Европейской» гостинице, где он живет. На углу Михайловской площади и Михайловской улицы неожиданно перерезал дорогу посольскому экипажу автомобиль. Трое вооруженных людей, – двое в штатском и один в военном, — бросились на посла и приставили к его лбу револьвер. Посол не мог двинуться и оказать какое-либо сопротивление. Под угрозой нападавших он вынужден был дать себя обыскать. При обыске были захвачены у маркиза бумажник с деньгами, свыше 500 рублей, все дипломатические документы, относившиеся к дипломатическому заседанию того дня, портсигар и жемчужная булавка, которую грабители выдернули из галстука. Посол пытался убедить грабителей оставить ему хотя бы ключи, но получил в ответ грубое «молчи» и угрозу револьвером. После этого с посла сняли шубу, перчатки и шляпу. Затем грабители, грозя кучеру револьверами, велели ему не возвращаться немедленно в гостиницу, а объехать сквер на Михайловской площади, чтобы дать автомобилю время скрыться. Уговоры сопровождались угрозами револьвером.

  Об этом нападении было сделано немедленное заявление дипломатическому корпусу. Несомненно, факт этот подвергнется обсуждению не только здешнего дипломатического корпуса, но и союзных правительств, которым срочно посланы телеграммы.

   Накануне был ограблен на улице нидерландский посланник. Эти грабежи произвели очень тяжелое впечатление на иностранцев.

  «Новое слово», 15.02.1918



  Попытки братанья

  ПРИКАЗ ПО ВОЙСКАМ 5-й АРМИИ.


  Неприятель на некоторых участках фронта нашей армии производит перегруппировку, заменяя одни части другими, при чем вновь прибывающие немецкие части, наслышавшиеся о бывшем братанье на нашем фронте, пытаются восстановить его.

  С этой целью немцы делают из своих окопов соответствующие выкрики, а на одном участке пытаются заманить к себе продажей сигар, вина и водки, выставляя на брустверы бутылки.

  Недостойные уловки солдат кайзера Вильгельма успеха, конечно, не имели, и никто из воинов свободной России не подался на гнусную их уловку.

  Объявляю о продолжающихся позорных попытках немцев разложить военную мощь нашей армии, чтобы заклеймить их действия общим презрением.

  Приказ прочесть во всех частях войск.

  «Русское слово», 20.07.1917

  p.s. Первые – стихийные – братания возникли во время празднования Святой пасхи 1915 года. Затем они стали не стихийными: большевики быстро поняли потенциал братания для разложения армии и стали его активно пропагандировать, о необходимости этого писал, в частности, в «Апрельских тезисах» В. Ленин.

  Цены

  На вес золота продают не один спирт (400 рублей за ведро «из под полы»): сотня гаванских сигар, стоившая 40 рублей, продается теперь за 400 и покупатели находятся.

  «Петроградский листок», 05.02.1917

  p.s. Сопоставьте: ведро самой твердой валюты – спирта – стоит столько же, сколько сотня гаван (сигары в XIX- начале XX вв. продавались сотнями). В том же номере – информация о повышении оклада «классным дамам учреждений Императрицы Марии Высочайше» — 750 руб. в год.



  Новый год в окопах

  Главнокомандующий армиями французского фронта генерал Нивелль приказал выдать всем находящимся на фронте солдатам к встрече Нового года:

     1) 100 граммов (около 1/4 ф.) солонины.

     2) Два бисквита.

     3) Красного вина на 1/4 бутылки больше обыкновенной выдачи.

     4) Шампанского по одной бутылке на четверых.

     5) По два апельсина на человека.

     6) По одной сигаре, стоимостью в 10 сантимов, на каждого человека.

  «Русское слово», 26.01.1917

  p.s. дневная пайка русского солдата (в граммах): хлеб ржаной – 2254, мясо – 716, овощи – 255, сахар – 17, чай — 2.

Оцените статью