Петр первый и первый русский табак

Новости
«Слово и дело» – это были волшебные слова. Кто бы их не произнес – боярин, поп, крестьянин или последний бродяжка, – он незамедлительно должен был быть доставлен к государю. Подразумевалось, что произнесший «слово и дело» знает о тайном замысле на государеву жизнь. По закону, о любом действии или даже помысле на действие против царя надо было доносить.

«Слово и дело» – это были волшебные слова. Кто бы их не произнес – боярин, поп, крестьянин или последний бродяжка, – он незамедлительно должен был быть доставлен к государю. Подразумевалось, что произнесший «слово и дело» знает о тайном замысле на государеву жизнь. По закону, о любом действии или даже помысле на действие против царя надо было доносить. Недоносительство приравнивалось к соучастию. Иногда сказавшего «слово и дело» везли через все земли в Москву. Разумеется, за казенный счет.

  Были преступники, заявлявшие «слово и дело», чтобы оттянуть решение своей участи, были и те, кто выкрикивал на «слово и дело», чтобы предстать перед царем и что-то важное сказать ему лично. Таковым оказался нижегородский посадский человек Алексей Иванов. Он искренне считал, что царь Петр Алексеевич заблуждается и что ему нужно сказать настоящую правду про то, «что он, государь, разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак тянуть велит».

  Посадский человек, а это, по сути, тот же мужик, только живущий не в деревне, а в пригороде, искренне надеялся повлиять на царя – главное только лично встретиться. И встреча состоялась. Петр не прислушался.

  В Сборнике имп. Русского исторического общества, в томе 94, рассказывается о другом «табачном инциденте».

  В день рождения Петра, 30 мая 1724 года, сын купца гостиной сотни города Серпухова Афанасий Шапошников оказался рядом с императором на службе в церкви и поднес ему три калача – «ценою по 2 копейки калач, развязаны лентами: красными, белыми, зелёными». В ответ получил царский подарок – приглашение во дворец к столу. За обедом молодец осмелел: «Есть ли польза в том употреблении табаку?» – и рассказал, как пробовал курить и нюхать табак, но в этом занятии «пользы не нашел, кроме греха». Император «изволил рассмеятца: „Не рыть бы де тебе, Афонасей, у меня каменья“, изволил ударить его тростью дважды и указал взять ево под караул». Дознание, проведенное Тайной канцелярией, занимает несколько страниц – обвиняли не просто в дерзости, подозрение пало – не раскольник ли он.

  Открывая России Запад, Петр развивал свою промышленность – при нем русские стали писать на собственной бумаге, одеваться в русские ткани, курить свой табак, впервые стали продавать за рубеж русский металл. Приходилось преодолевать не только свое, русское непонимание, но и сопротивление иностранцев. Историк Игорь Курукин цитирует доклад английского посла: «Вечером я явился в мастерскую в сопровождении Пэрсона, моего секретаря, и четырёх слуг; мы большую часть ночи провели в разрушении материалов и инструментов» – дипломат по поручению своего правительства уничтожал секреты «скручивания», крошения и прессования табака, поскольку русские власти отказали компании в монополии на торговлю и собирались завести свою мануфактуру. И завели. И в середине девятнадцатого века русский табак считался лучшим – после кубинского – в Европе.

  Петр Первый родился сегодня — 30 мая, 345 лет назад (1672).

   Андрей Лоскутов


Оцените статью