Первый русский на Кубе

Новости
В Институте Латинской Америки прошел круглый стол «Каржавинские чтения», посвященный 275-летию со для рождения выдающегося русского путешественника и литератора Федора Каржавина.

Судьба Ф. Каржавина полна авантюрных приключений, именно он стал первым русским, побывавшим в Америке и на Кубе. Присутствовавший на встрече Владимир Давыдов, почти четверть века руководивший Институтом Латинской Америки, отметил, носители солидарности – это всегда люди, и фигура Каржавина – знаковая в истории дружбы между нашими народами.

Хулио Гармендиа Пенья, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Российской Федерации, заявил, что его страна придает огромное значение исторической памяти. Личность Федора Каржавина подтверждает, что дружба между российским и кубинским народами имеет огромную историю.

Федор Каржавин
Федор Каржавин

О жизни Каржавина до путешествия в Америку собравшимся рассказала Светлана Долгова, кандидат филологических наук, она – автор книги «Творческий путь Ф. В. Каржавина».

Историю американского и кубинского пути Каржавина осветил Вадим Ужов, член Русского географического общества. Он отметил, что образ Каржавина – один из самых ярких среди всех русских путешественников. Именно во время его пребывания на Кубе (11 августа 1782 — 5 августа 1784 гг.) кубинцы впервые увидели человека из России, а мы получили бесценные воспоминания – Каржавин первым описал на русском языке Кубу и Гавану в своей книге «Об острове Куба», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1784 году. В свою очередь первая известная на Кубе информация о России также появилась благодаря Каржавину – 22 января 1782 года ее опубликовала «Газета Гаваны».

Живя на Кубе, Каржавин занимался медицинской практикой, преподавал французский язык, работал переводчиком. Также он успел изучить природу, описать местную флору и фауну, познакомиться с существующими порядками и местными жителями. Особо В. Ужов отметил, что Каржавин близко к сердцу принимал жизнь простых людей, открыто осуждал колонизаторов за жестокое обращение с черными рабами.

Руслан Рейес, председатель Координационного совета соотечественников Кубы, рассказал об истории изучения личности Каржавина на самой Кубе. И подчеркнул, что Бюро историков Кубы считает его пребывание на острове знаковым историческим событием. Также он сообщил, что руководство Кубинского исторического управления направило официальное письмо в РОДК с предложением установить памятную плиту Федору Каржавину в Гаване.

По окончании выступлений вице-президент Российского общества дружбы с Кубой Николай Мануйлов — модератор чтений — зачитал резолюцию, которая была единогласно поддержана участниками Круглого стола. В ней говорится о необходимости развития и укрепления российско-кубинских взаимоотношений, проведении «Каржавинских чтений» ежегодно и придания им международного статуса.

В заключительной части встречи кубинский художник Омар Годинес подарил Руслану Рейесу свою картину, на которой изображен Федор Васильевич Каржавин.

Из книг Федора Каржавина

«Я считаю себя не меньше Кристофора Колумбуса, различие только то, что он имел милость от своего государя, я же не имею ни от кого и не стараюсь искать. Пусть ищут милость те, кто того не достойны, а я же заслужил своим достоинством, своими трудами и своею наукою…»

«…Двенадцать лет я выжил в разных областях, как холодныя, так и теплыя Америки; был всего 28 лет вне отечества: следовательно, довольно поездил, правда не по белому свету, хотя его так и называют, однако и не по черному, но по простому, каков он есть, и везде старался увидеть диких людей и Немцев, однако все мои старания были тщетны; множество народов я видел, которые не так живут, как мы, не так, как протчие Европцы; видел я людей разумных, видел и глупых, везде я нашел человека, но дикаго нигде, и признаюсь, что дичее себя не находил…»

«…Все берега Африканские и Американские стонут от безчеловечия, с каким сахарные промышленники поступают с черноцветными народами…»

Оцените статью