Президент Российского сигарного союза Андрей Лоскутов ответил на вопросы Euromonitor International в рамках ежегодного исследования рынка (опрос лидеров). Публикуем в сокращении ответы:
— По нашей оценке, в 2018 году рынок сигар продолжает испытывать падение в пределах 2%. Одновременно с этим растет рынок нелегальных сигар в связи с повышением акциза в 2017 году.
— С тем же успехом можно сказать — рост на два процента. Один-два процента для нашего рынка — это фактически статпогрешность. Потом надо понимать единицу измерения — в штуках? в рублях? В рублях рынок точно вырос, поскольку выросли акцизы. По некоторым компаниям — «Топ сигарс корпорейшен», «НТК», «Сигарный дом Фортуна» — вырос он и в сигарах. Например, у «Топ сигарс» — в штуках на 12 процентов.
Рост нелегальной продукции в сигарах давно опережает сигареты. И сильно опережает. Это проблема, которая беспокоит компании-импортеры. Российский сигарный союз ставит ее и перед госорганами — по нашей инициативе и с нашим участием тема обсуждалась в Минфине, в Госдуме, сейчас мы готовим предложения по внесению изменений в нормативные регулирующие документы.
— Из-за восстановления импорта, начиная с 2016 года, местное производство в 2018 году не продемонстрировало роста, и лидер отечественного производства, Погарская фабрика, показала намного хуже результаты по 2018 году, чем в 2017 году. Лидером рынка сигар остается Top cigars. Погарская занимает второе место.
— «Топ сигар корпорейшен» — лидер рынка. Погарская сигаретно-сигарная фабрика, увы, сигары уже не выпускает. Надеемся — пока. Погар сосредоточился на сигариллах. Этот сегмент у них идет хорошо. Главный отечественный производитель сигар — компания Siglo de Oro.
— В сигарах продолжается рост небольших сигар из-за роста цены. По нашим оценкам, небольшие сигары занимают порядка 47% рынка.
— Если не вдаваться в дискуссию, что такое «небольшие сигары», то — да. Доминируют форматы robusto, corona, mareva. Не только из-за цены (акцизная марка на corona, churchill, doble corona — одна и та же), скорее — из-за времени, которого от курильщика требует большой формат. И также из-за запрета курения в ресторанах — этот запрет, как минимум, на 50-60 процентов сократил курение больших форматов. Однако продажи больших форматов немного, но в 2018-м по сравнению 2017 годом — выросли. В штуках! Это важная позитивная тенденция.
— По нашей оценке, в 2018 году рынок сигарилл также показал небольшое падение из-за снижения одновременно и импорта и падения собственного производства.
— Падение — да. Но причина другая — техрегламент переквалифицировал толщину/диаметр сигариллы с 15 на 11 мм. Это практически выбило с рынка сигары самого малого формата. Но оба российских производителя — Погарская сигаретно-сигарная фабрика и Siglo de Oro — в 2018 году по сигариллам прибавили.
— Какова, по нашей оценке на рынке сигарилл сейчас доля так называемых price fighter, т.е. тех, которые выпускаются в пачках 17-20 штук и похожи на пачку сигарет. Если бы говорили об историческом периоде и прогнозе, то какова была тенденция развития данной категории, по вашему мнению?
— У нас их называют Little cigars. Здесь рост практически у всех. Мне кажется, тенденция сохранится. И цена играет свою роль, и психология: у американцев есть такая поговорка — похожа на сигару, но не сигара. В данном случае можно сказать: похожа на сигариллу, но не сигарилла. Но со стороны-то похожа!
— Какие, на ваш взгляд, появились яркие новинки сигар и сигарилл в 2018 году?
— Только про сигары могу сказать. У «Топ сигарс» — регионалка для России Ramon Allones Hermitage и у компании диструбьютора-Davidoff «Сигарный дом Фортуна» — Davidoff Escurio (это не сигара, а линейка сигар). Обе стартовали в 2017 году, но на рынок встали в 2018-м.