Промышленный дизайн за сто лет

Ремарки
Даниил Камбулов, наш коллега по МСК, посетил выставку промышленного дизайна.

«Молодой мужчина 28 лет» – так аттестовал меня, проанализировав мое изображение с камеры, модный аппарат от Сбера. И был прав! Мой ментальный возраст – именно такой. Хочется творить и двигаться вперед. Творческие люди всегда остаются молодыми.

Дело происходило на выставке промышленного дизайна Design Act 2022 на Винзаводе. Эта сфера очень интересна, ведь практически все, к чему мы прикасаемся – воплощение промышленного дизайна. От оттиска на монете до проекта космической станции. Любая реклама, маркетинговые материалы, обложки книг или железные банки от прохладительных напитков – образцы промышленного дизайна.

За последние сто лет за взлетом и выходом в мировые лидеры мы столь же стремительно летели вниз. Чтобы затем, как птица Феникс, снова воспарить в небеса.

Послереволюционные годы взрастили сильнейшую архитектурно-дизайнерскую школу, подарили нам проекты советских воздушных атомных домов, огромное количество стильной рекламы.

Тревожные 30-е все закатали под каток официоза и больших государственных целей: основными решениями стала монументальность и казенная упрощенность интерьерных решений.

Военные сороковые – это лаконичность и практичность во всем: от техники и одежды до лозунгов. На первый план вышла целесообразность копирования удачных решений, чтобы быстро довести проекты до промышленной реализации. Так трофейный мотоцикл BMW стал прототипом удачного «Урала».

Ренессанс советского дизайна пришелся на 50-е и 60-е, когда мы снова открылись миру. Провели фестиваль молодежи, запустили первый спутник, начали осваивать не только космос, но и обустраивать повседневную жизнь.

Дизайн оттепели, вдохновленный успехами науки и техники, впечатляет. Новые самолеты, поезда, уникальный проект такси, даже новые музыкальные инструменты! Жить стало светлее и интереснее.

Эпоха застоя похоронила импульсы ренессанса, затормозив творческую мысль административными барьерами. Но перестройка с ее кооперативным мышлением заставила с новой силой биться за кошельки граждан. 90-е дали старт новому отечественному дизайну: в рекламе, архитектуре, текстиле, упаковке… Во всем, что делает нашу жизнь яркой.

Сегодня дизайн определяет узнаваемость продукта. Те же конфеты могут быть сделаны где угодно, но то как они оформлены и уложены в коробку – всегда уникально. Часто пишут Design made in… Отрадно видеть, когда далее следует Russia.

Даниил Камбулов,
Московский сигарный клуб

Оцените статью