О плюсах и минусах введения минимальной цены на сигареты свое мнение высказал Сергей Катасонов, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по бюджету и налогам, руководитель рабочего совещания по совершенствованию госрегулирования табачной отрасли. На Центральном сигарном событии 2017 года Сергей Катасонов награжден высшей наградой сигарного сообщества – серебряным знаком «За выдающийся вклад в развитие сигарной культуры России».
Вокруг вопроса о возможных нововведениях в регулировании табачной отрасли развернулись бурные дискуссии. При этом предложение уточнить идею минимальной цены не как скидки с максимальной розничной цены пачки, а как ценовой планки, ниже которой продавать сигареты запрещается, оказалось одним из немногих, где мнения сторонников и противников ужесточения антитабачного законодательства совпадают. Сейчас эта идея активно обсуждается экспертами, и до конца года планируется внести соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы.
Сторонники этой инициативы приводят разные аргументы в ее поддержку. Минздрав говорит о недопустимости стимулировать продажи табачных изделий: скидка с максимальной розничной цены препятствует сокращению ценовой доступности сигарет, что является одной из целей представленной министерством концепции по снижению потребления табака.
Предприниматели, в первую очередь ритейлеры, хотят ясности: является ли существующий механизм расчета минимальной цены фактической скидкой с цены табачных изделий? Сейчас закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» не дает однозначной трактовки. Статья 16 запрещает предоставление любых форм скидок на табачные изделия. При этом статья 13 того же закона, определяя минимальную цену на сигареты на уровне 75% от максимальной розничной цены, по сути позволяет реализовывать сигареты с дисконтом до 25%.
Уже имеющиеся прецеденты показывают, что любая цена, отличная от той, что указана на упаковке, трактуется судебными органами как стимулирование потребления табачных изделий и, таким образом, является нарушением закона.
Запрет на скидки от максимальной розничной цены позволит дополнительно собирать не менее 1 млрд рублей в год.
Есть и другой важный момент. Пока мы не достигли соглашения о гармонизации ставок акциза на сигареты с нашими соседями по ЕАЭС, установление нижней ценовой границы может стать полезным инструментом в борьбе с нелегальными потоками табачной продукции из Белоруссии и Казахстана. К примеру, Белоруссия многократно отстает по ставкам акциза от РФ, что стимулирует переток сигарет местного производства в приграничные регионы России. При объемах производства белорусских фабрик на уровне 30 млрд сигарет в год, для внутреннего рынка необходимо порядка 15 млрд. Легко представить себе, куда направляется оставшаяся часть.
Идея установить единую минимальную цену не нова. У нас есть аналогичный опыт регулирования алкогольного рынка, где такая практика доказала способность отсекать нелегальный товар. В случае с алкоголем мы также прошли довольно долгий путь поиска оптимальных мер в целях сокращения потребления: повышали акцизы, порой резко, затем снижали и замораживали. Установление нижней ценовой планки доказало свою эффективность.
За последние два года объем нелегального рынка табака вырос колоссально: с 1,1% до 4,5%. Это повод бить тревогу. За несколько лет количество налогооблагаемых отгрузок в России сократилось почти на 20%. Как разумные люди, мы понимаем, что 20-процентное снижение налогооблагаемых отгрузок не означает, что каждый пятый курильщик бросил курить. Определенно идет замещение легальной продукции более дешевыми сигаретами из Белоруссии и Казахстана.
Расчеты показывают, что более 50 рублей в стоимости любой легально произведенной пачки сигарет приходится на акциз и НДС. С учетом производственных и логистических затрат, а также торговой наценки розничная стоимость пачки сигарет никак не может быть ниже 60 рублей. При этом белорусские сигареты на российском рынке продаются по 40–50 рублей за пачку.
По моим оценкам, только в нижнем ценовом сегменте – а это около 5 млрд пачек сигарет – бюджет теряет порядка 25 млрд рублей. Очевидно, что установление минимальной цены – лишь часть комплекса мер, направленных на сокращение доли серого рынка. В частности, наша рабочая группа уже внесла три инициативы, направленные на усиление полномочий правоохранительных органов в борьбе с контрабандой. Это и понижение планки «особо крупного размера» партии, и определение рецидивов, и перенос полномочий с Роспотребнадзора в МВД. Минимальная цена – четкий и понятный индикатор легальности продукции для правоохранительных органов, ответственных за контроль оборота табачных изделий. Ориентироваться на него легче, чем обучить всех полицейских отличать оригинальную акцизную марку от поддельной.
Введение минимальной цены будет обсуждаться рабочей группой, в которую входят представители всех фракций и профильных комитетов Государственной думы, а также производители табачных изделий и розничной торговли. Мы никуда не спешим и ищем взвешенные комплексные решения. Против разумной минимальной цены как таковой никто не возражает. Важно, чтобы эта мера была направлена на борьбу с нелегальной продукцией, а не стала вдруг запретительной для потребителя.
Сергей Катасонов