Наш Забивака-Мундиаль. Часть 4. На Кёнигсберг! И обратно, через Курляндию

Ремарки
…Набросал уже четвертую часть путевых заметок про наш (и ФИФЫ) ЧМ-2018. Некоторые друзья требуют продолжения, иные вопрошают: «Что движет?» - Ну, как что? Искреннее желание быть про-активной частью крупнейшего глобального шоу, каким является ЧМ по футболу, почувствовав пульс планеты. И ещё. Мундиаль становится отличным поводом
…Набросал уже четвертую часть путевых заметок про наш (и ФИФЫ) ЧМ-2018.
  Некоторые друзья требуют продолжения, иные вопрошают: «Что движет?» — Ну, как что? Искреннее желание быть про-активной частью крупнейшего глобального шоу, каким является ЧМ по футболу, почувствовав пульс планеты. И ещё. Мундиаль становится отличным поводом, чтобы синтезировать впечатления от жизненных ощущений, почувствовав температуру по палате. Он ось и точка опоры для размышлений о происходящем, для оценки общества и для самоиронии участников. Ритм похода заставляет отмобилизовать все органы и сенсоры, приводя их в состояние боеготовности, отличное от офисно-кабинетного московского…
  Мундиаль даёт нам прекрасный шанс развернуться лицом к стране и к миру, почувствовать различия от места к месту. Очередная поездка – в самый западный край России, на русскую Балтику, в Калининград/Кенигсберг. Чего только не было за два дня: и автомобильный марш-бросок по трём странам Прибалтики (Латвия–Литва–Калининградская область РФ), городкам и весям бывшей Курляндии и Восточной Пруссии, и футбольные баталии высшей пробы, и целенаправленное внутреннее погружение в сохранившиеся остатки старины в Тильзите (Советске) и собственно б. Кёнигсберге, и интернациональное общение с поляками/канадцами/сербами/немцами – на стадионе и в пабах, и купание в русской Балтике, и балдёж в национальном парке Куршская коса с её дивными урочищами, и участие в языческом литовском празднике Летнего Солнцестояния – Ивановом дне, и ностальгическое возвращение в Палангу далекой советской юности, спустя 40 лет… И все это густое великолепие – только благодаря активному развороту к Забиваке-Мундиалю! Поездка по маршруту Москва-Юрмала-Советск-Калининград-Нида-Клайпеда удалась.
  Путь на авто из Москвы в Юрмалу составил 14 часов, включая напоминающий «итальянскую забастовку» трехчасовой контроль на границе России с Латвией при весьма небольшом, заметьте, количестве машин.
  Путь из Юрмалы в Калининград в день матча Сербия-Швейцария составил вдвое меньше. Характерно, что прохождение Литовской стороны в погранпереходе Панемуне заняло 50 минут, тогда как российской – менее 10 минут. Миловидные девушки в ладной форме и быстрый контроль вдохнули надежду и добрые предчувствия. Я впервые въезжал на авто в российский анклав в Прибалтике и, забегая вперёд, сообщу что это выдающееся место!
  Панемуне через реку Неман граничит с городком Советск, бывшим Тильзитом. Тильзитский мир 1807 года и встреча трёх императоров увековечен в первом томе «Войны и мира» Львом Толстым, подающим, если кто помнит, великий эпизод мировой дипломатии через романтическое восприятие Николая Ростова… Проливной дождь, разверзшийся было над Советском, чуть не помешал рассмотреть Тильзит подробно. Реку Неман, впрочем, не увидеть невозможно: по мосту переезжаешь, через него как через Тису на бывшей советско-венгерской границе в Чопе, или через Буг на белорусско-польском переходе. Батюшки, а что за мост! Тильзит не пострадал в войне. И даже исторический мост Королевы Луизы не был разрушен. И когда по нему въезжаешь в Тильзит – кажется, что звучат фанфары. Ну сами посмотрите – вот фотка, сделанная за рулём. Музыка, а не вид!
  Пока заправлялся на Роснефти (даже взлетевший последнее время в цене бензин вдвое дешевле в России, чем в Литве), познакомился с интересным парнем, местным жителем, армянином Артуром, который вызвался быстро показать мне исторический центр. Мы выехали и на берег Немана, и к дому, в котором в дни заключения Тильзитского мира с 25 июня по 9 июля 1807 года – ровно 211 лет назад! – проживал русский император Александр Первый, и к бывшему зданию гестапо периода Великой Отечественной войны. Весь центр Тильзита замощен выложенной многие десятилетия назад брусчаткой и, надо признать, она стойко держится, придавая неповторимый колорит культур-экологии места. (Позже, уже в Калининграде, узнаю новость – якобы, закрывают музей Тильзита, денег нет, а вы держитесь. Как-то не просто огорчительно, а возмутительно…).
  Еду далее – на Калининград. Невозможно не остановиться в посёлке Большаково. Бывший Гросс Скайсгиррен, в 1938-1947 годах – Кройцинге. Классный поворот улицы с брусчаткой, церквушкой, старинными деревьями вдоль обочины. Дружелюбные гаишники, видя мой бэйдж болельщика (Fan ID), охотно поясняют, где я нахожусь и какое это место – нынешнее Большаково.
  Трасса, конечно, чисто балтийская – то проливной дождь, то северное солнце. Но качество дороги изумило в лучшем смысле. Прекрасный новый автобан прямо до областного центра. Хорошо, что по радио разъяснили – центр города и район Калининград арены перекрыт для частного транспорта, свои авто надо ставить на перехватывающей парковке на ул. Смоленской, эту же полезную инфу передал мой коллега и товарищ из Балтийского Федерального универа Александр Саленко. Оттуда – на шаттле к стадиону. А до матча – остаётся всего 25 минут. А шаттл всё не отправляют. Чего ждут? Приказа сверху? Отвечают нордически-стойко, что у нас мол стадион небольшой – успеете зайти. Предчувствие, что это добром не кончится, не подвело. Перед ареной – толпа болельщиков в несколько рядов, идёт тщательнейший досмотр проносимой амуниции. Позже выяснил, что искали косовские флаги как возможный повод для провокаций против сербских болельщиков…
  Пока шёл на своё место под самой крышей да в углу арены – вспоминал, как мой товарищ и коллега по болению за ФК «Торпедо» (Москва) Сергей Фатеев, бывший перед ЧМ на Калининград арене нашёл моё место и прислал мне вид на поле с моего места, это было невероятно! – а тем временем, сербы забивали свой первый и, как казалось тогда, далеко не последний мяч в ворота Швейцарии. В общем, ничего не пописаешь, первый гол серба Александровича Миятовича на пятой минуте я пропустил, ибо тока усаживался на своё место.
  Матч, надо сказать, получился выдающимся! И по количеству ударов по воротам (всего 32, 12 сербы, 20 «швейцарские косовары»), и по политическому подтексту (давешнее словосочетание швейцарские косовары всё объясняет!), и по накалу болельщицких страстей. Надо мною сидела группа швейцарцев, всё время вопивших что-то типа «АП-СВИСС!!!», а также группа разодетых в военную форму XIX века канадцев, с ними – поляков, а также – повсеместно – предвкушавших свою победу сербов в красных футболках и дождевиках, периодически скандировавших правильную кричалку «СРБИЯ – РУСИJА!!!». Это была прекрасная атмосфера Коллизея, наполненного разночинной и разноплемённой, подогретой ожиданиями и эмоциями публикой.
  Увы и ах!… Сербы продули Косовским албанцам, рядящимся в швейцарскую тогу. Косовары Джака и Шачири на последних минутах матча забили – очень качественные, признаю – мячи. На сербов было больно смотреть. Это было не просто поражение. Это было публичное унижение на глазах всего мира… с огромным кровоточащим политическим подтекстом… Впереди матч-реванш, но теперь с самой Бразилией. Поможет ли кричалка?..
  Как причудливо тусуется колода, — сказал бы герой бессмертного романа Михаила Булгакова. Ведь буквально в конце апреля с.г. я был приглашен на IPQuorum Андрея Кричевского и ассоциации IPChain, где вёл панель по авторским правам в интернете. Полюбовался на городок Светлогорск, бывший Раушен… А теперь именно там расположена база сербов в ходе этого Мундиаля. Пожелаю же Сербии как можно дольше не выезжать из Светлогорска, хотя после давешнего поражения это сделать будет непросто. Расходились сербские болельщики без воодушевления, и могу только представить – как гудел бы Калининград случись их победа в этом матче.
  А так пришлось смотреть в пабе «Лондон» на победные реляции швейцарцев и их веселые перестуки на улицах города в привезённые с собою разукрашенные колотушки и колокольцы для породистого альпийского скота.
  …На утро сходил в фан-зону Калининграда, что расположена на территории бывшего Королевского замка Кёнигсберга, выдержавшего войну, но разрушенного по приказу Хрущёва как «символ прусского милитаризма» (какой слог!..). На этом месте возвели Дом Советов, напоминающий своей странноватой архитектурой то ли большую недостроенную букву Н, то ли корпус футуристического гигантского робота без головы… Пустующий вот уже несколько десятилетий… Никита Сергеевич здесь явно поторопился, так как на исторических постройках Кенигсберга, уверен, можно и нужно делать масштабный туризм с особенной изюминкой. Да, этот город – наш заслуженный трофей, никто не вправе подвергать его статус сомнению. Но столь дорогой ценой доставшимся трофеем надо умело распоряжаться! Пока этот потенциал Кенигсберга явно недоиспользуется. По крайней мере, то, что сделано в центре «под неметчину» – является новоделом и фейком. Типа «рыбацкая деревня» или раскрашенные на Ленинском проспекте хрущёвки. А вот чтобы разыскать остатки подлинно кенигсбергской архитектуры мне пришлось обратиться к своему коллеге с Юрфака БФУ Александру Саленко – и он повёл меня вдали от туристического мейнстрима – по дворам. Я увидел великолепные образцы старинных зданий темного кирпича. Комплекс университетской клиники, сохранивший и сами здания, и их функционал. Сохранились и надписи. И барельефы. Бывший ломбард Кенигсберга. Административные здания и склады. Здание школы на ул. Больничная, которому повезло и оно осталось после штурма невредимым.
  Во дворах – подлинная Кёнигсбергская жизнь, связь времён. Любопытно, что в Калининграде Музея Кенигсберга, как такового, пока что нет… но он есть в городе Дуйсбурге. В Общественном совете при службе по охране объектов культурного наследия КО РФ ведутся сейчас острые дебаты, где высказываются странные мысли – объекты немецкого культурного наследия предлагается таковыми не считать. И всё чаще звучит, что, дескать, в постперестроечное время много немецких объектов поставили на учёт в качестве объектов культурного наследия… Надеюсь, что молодой и прогрессивный губернатор Алиханов сможет правильно распорядиться историческим наследием вверенной ему территории. Очевидно, что остатки древнего города надо бережно хранить. Брусчатка – тоже одна из тем, повсеместно пытаются ее снимать, мотивируя, что это устаревшее покрытие. Но никто же не предлагает заасфальтировать Красную площадь! Брусчатка и Кенгисберга, и Тилзтта, и Большакова-Кройцинге – это культурный код, нельзя разрушать наследие, которое теперь стало нашим достоянием и изюминкой, привлекающей в Калининградскую область!
  Вспоминаю, как мы обсуждали все эти вопросы в начале 90-х годов в Калининграде, когда я был там по приглашению своего коллеги – первого губернатора КО РФ, профессора и интеллектуала Юрия Маточкина – тоже члена Конституционной комиссии Российской Федерации. О нём сохраняется положительная память, за его попытки делать самому смелые шаги, а не ждать указаний из центра, это уже потом его сменил крепкий хозяйственник Горбенко, и началось совсем иное время, когда все согласовывают с Москвой. Сейчас здесь свободная экономическая зона, пожелаем успеха этому особенному для всей России региону – нашему Западному форпосту.
  Перед выездом из Калининграда заходим в кафешку «Штайндамм, 99» (бывшее название Ленинского проспекта), поразительно уютное место, вновь вместо рекламной паузы порекомендую всем его и местные вкуснейшие блюда.
  Каких-то 35 км от города до курорта Зеленоградск. На повороте на Окружную улицу – заправка Лукойла, надо заправиться, ибо потом похожей не будет! Здесь рядом – начало Куршской косы. Замечательнейшего места на Балтике, где огромная песчаная коса отделяет лиман – Куршский залив, куда впадает Неман (один берег устья – российский, другой – литовский) – от собственно Балтики. Видишь это место и понимаешь, что у России есть своя Юрмала, своя Паланга, своя достойнейшая и ценнейшая часть Балтийского взморья.
  Коса длиною в 100 км разделена пополам. Посередине – граница. По зелёной живописной дороге посереди самой узкой косы – посёлки, рыбацкие и туристические базы, дикие пляжи, замечательно обустроенные мостками переходы к им. Знаменитые урочища, такие как Танцующий лес между Рыбачим и Морским, с экологической тропой через зеленомошный сосновый бор с искривлёнными спирально закрученными стволами. Чуть дальше Высота или Дюна Эфа.
  А вот и погран-переход… с полностью отсутствующим транспортом. На границе почти никого нет – одна машина сербов и одна немцев. Сербы вдруг поехали на зелёный свет, но пограничники включили сигнал тревоги! Общая суета. Звук сирены. Все выбегают из служебных помещений. Движуха! Разобрались.
  Если с российского въезда на Косу берут на шлагбауме на въезде в этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО 300₽, то на Литовском въезде – аж 20 евро.
  От границы ещё столько же протяженность косы, надо мчаться, ибо между тем уже играют Германия и Швеция! Для немцев почти финал – не выиграют, то действующие чемпионы мира уезжают досрочно. Заруливаю в городок Нида – часть курортной литовской Неринги, и подсаживаюсь за столик к болеющим немцам. Что же. Немцы-таки вырвали победу на последних секундах добавленного времени, благодаря голу Тони Крооса. Любопытно, что литовская публика болела за скандинавов.
  А вокруг кабачков тем временем разгорался яркий национальный литовский фестиваль. В Ниде – в 90 км от Центра Калининграда – большой праздник Йонинес, самая короткая ночь в году… На берегу Куршского залива – сцена и народный хор в самом её центре. Девушки в венках. Мужчины с ремесленными и фермерскими изделиями. Яхты, катера. Много музыки. Сложенный из поленьев костёр, который когда запылал, то стал центром огромного хоровода! Языческие традиции живучи.
  Но мне искать цветок папоротника и прыгать с литовскими девушками через костёр уже некогда, время за полночь, а надо где-то ночевать. Вперёд к парому на Клайпеду, бывший Мемель, почти всю дорогу бывший прусским и немецким, а также какое-то время советским портом. Был ведь даже Мемельский статус, помнится, с особыми гарантиями равенства языков и прочего. Поэтому-то город Клайпеда многоязычен по сию пору. После Клайпеды точно заеду в Палангу, там о 1978 годе, я только что поступил в МГУ и мои родители сделали подарок: еду с мамой и ее сослуживицами из атомного «почтового ящика» Минсредмаша в Палангу! Прошло аж 40 лет, невероятно упрямый факт. И вновь лето, и я в Паланге.
  Но на этом я заметки останавливаю, а уж по городкам Курляндии поеду бессловесно.
   Олег Румянцев,
   специально для Сигарного портала
   
   См. также текст статьи: часть Iчасть II и часть III

35164786_1780603165359231_535830924323979264_n.jpg
36002501_1780603248692556_6762519079493304320_n.jpg
36063102_1780603288692552_5652641234615795712_n.jpg
36187938_1780603245359223_728166483326140416_n.jpg
36231267_1780603135359234_494521538029027328_n.jpg
36030964_1780603278692553_1243124205893976064_n.jpg
36177064_1780603132025901_5019563063775330304_n.jpg

Оцените статью