Представить себе знаменитого детектива без трубки – невозможно. Так написал его Жорж Сименон, сам большой поклонник трубки и сигар. Но – о времена, о нравы! — отрабатывая антитабачную повестку, в новом франко-бельгийском фильме режиссёра Патриса Леконта санитары запретили комиссару курить.
Смотрится это совершенно невероятно. Сценаристы были вынуждены оправдываться, вставив в фильм следующий диалог Мегрэ со своим другом:
— Что с тобой такое?
— Не знаю.
— Ты больше не ты.
— А кто?
— Кто-то другой.
Когда-то «коллективный Запад» критиковал нас за цензуру. Но наш – и советский, и российский – Мегрэ как был, так и остается с трубкой.
«Мегрэ вытряхнул трубку, вынул из кармана другую и медленно набил…»
«Мегрэ играл в лучах мартовского, еще немного зябкого солнца. Играл не в кубики, как когда-то в нежном возрасте, а в трубки. На его письменном столе всегда лежало с полдюжины трубок, и всякий раз перед тем, как набить одну из них, он придирчиво выбирал ту, которая подходила под его настроение.»
Сименон написал более 400 книг. Мегрэ закуривает трубку в самой первой книге и больше с нею не расстается.
Сам Сименон, работая, выкуривал в день до восьми трубок. Писатель особенно ценил трубки Федорова, питерского мастера. Жорж Сименон писал Федорову: «В Ваших трубках есть неповторимая индивидуальность» и предполагал, что именно трубку работы Федорова курил бы Мегрэ. Благодаря Сименону одна из подаренных ему Федоровым трубок была на Западе объявлена «Трубкой года».