Европа курильщика

Ремарки
Сегодня Сигарный портал публикует статью, размещенную на сайте «Тут и там. Журнал о новой жизни». Ее автор – Игорь Мальцев, один из самых известных российских специалистов по крепкому алкоголю, в частности, виски. Он рассказывает о разных странах, об условиях, созданных для курильщиков

Сегодня Сигарный портал публикует статью, размещенную на сайте «Тут и там. Журнал о новой жизни». Ее автор – Игорь Мальцев, один из самых известных российских специалистов по крепкому алкоголю, в частности, виски. Он рассказывает о разных странах, об условиях, созданных для курильщиков в этих самых странах, а также об «эволюционном процессе» антитабачного закона.  



  Мои друзья ездят в Вену в оперу. А я езжу в Вену курить. По сегодняшним раскладам право человека курить там, где он хочет – гораздо важней права смотреть какую-то пыльную оперу в модерновом исполнении в театре «Ам Виен». Ах ранний Моцарт! «Идеменей»! Меццо-сопрано! Чего стоит все искусство, если попираются базовые права человека – курить за стаканом пива с сосиской?

  Так вот, Вена в этом смысле – один из последних оплотов никотинового свободомыслия.

  Все начинается с того, что по прилету в венский аэропорт вам сразу предлагается опция кафе-бара, одна половина которого для курящих. Если вы не спешите или ждете жену, которая должна привезти вам Fender Stratocaster рейсом из Москвы через два часа, – самое милое дело – с вай-фаем, пивом, сосисками (а как вы догадались, что они венские? Правда, тут они называются франкфуртские) и с сигаретой в зубах.

  Нет, конечно, можно выйти на улицу и ни один полицейский не сделает вам замечание, что вы стоите на пять сантиметров ближе положенного к сакральному телу аэровокзала. Потому что всем по барабану.

  Дальше больше. Если вы хотите курить с комфортом, то просто смотрите на каких барах есть соответствующая надпись. Часто есть просто кронштейн с обозначением – типа маленькой рекламы. Но всегда можно спрашивать – курят, не курят.

  Главное, что Вена предлагает уважительно и с пониманием относиться к курильщикам.

  Потому что тут в традициях всей страны и всего народа – чашечка кофе, сигарета или сигара. Кстати, именно Вена – единственный город из всех что я знаю, где на трамвайной остановке можно увидеть не только сигаретные бычки, но и недокуренные сигары. Это уровень жизни, местный шик и стиль.

  В конце концов, город предлагает вам альтернативу – хочешь – сиди в курящем баре, хочешь – в некурящем. И никто себя не ощущает обиженным и дискриминированным.

  Берлин – наш Сталинград курильщика

  Но первые восторги по поводу Вены слегка стихают, когда ты понимаешь, насколько это все-таки скучный, спокойный и буржуазный город. Поэтому на сегодня лучшая альтернатива – это Берлин.

  Зная, как и Вена, что такое фашизм не понаслышке, Берлин несет свой собственный Resistance против давления Евросоюза, который тот оказывает антитабачными законами. В германской столице слишком хорошо помнят, кто был лучшим другом физкультурников, детей и здорового образа жизни, исключающего простые человеческие радости типа курения в баре или ресторане. И он им не очень нравится теперь. Причем, первые выпады евробюрократов достигли было своих результатов. Вдруг немцы перекрыли нам, курильщикам, эээээ… кислород. Дошло даже до того, что полицейские стали обращать внимание на бары, где незаконно курят, потому что типа ЕС сказал: «нельзя!».

  Потом указиловки Брюсселя стали тихо торпедировать. Сначала хозяева заведений предлагали разрешить курение после 11 вечера. При этом, они говорили: «если придет наряд, штраф на вас». Потом стало понятно, что надо заводить апартеид в хорошем смысле слова. И многие заведения открылись с надписью «Raucher Local». Это значит, что там можно курить, или то, что там есть курящий зал.

  Дальше – больше. Теперь можно встретить людей, которые курят не только на открытых платформах S-Bahn и U-Bahn, но и на некоторых станциях метро: слава богу, вентиляция тут вполне нормальная. Это часть фронды, а Берлин с 20-х годов всегда фрондировал. И, когда в 2016-м брюссельские бессмысленные бюрократы все-таки сломают венцев об колено, последним прибежищем порочных негодяев станет Берлин – наш Сталинград курильщика.

  Есть и свои приколы, которые должны были возникнуть на краях легисляции отдельных государств. Вот скажем, государство-Амстердам. Там раньше можно было курить. Все что ни попадя. Это такой прекрасный колониальный мир, где колониальные товары – это не только прекрасные специи, чай, кофе, но – и табак, и марихуана, и черт те что еще. И были они топливом местной экономики. И вообще, послушайте Жака Бреля для начала. Ну, или на худой конец, версию Дэвида Боуи. «В амстердамском порту».

  В России при слове «амстердам» начинают глупо хихикать, как будто уже пыхнули. Только потому, что с незапамятных времен в кофешопах подают не только кофе. Там курили траву, табак, пили все, что давали, и сильно расслаблялись в условиях суровой северной природы и тяжкого морского труда. И тут – бац! – запрет на курение сигарет.

  Что делают знатные члены гильдии с картины Рембрандта «Ночной дозор»? Правильно – они запрещают в кофешопах курить сигареты. А трава, например, совсем не сигарета. И вовсе не табак. Так и живут – в условиях оруэлловского двоемыслия. Страдают, наверное, страшно.

  В нормальном обществе человек сам решает: курить ему или нет

Больше всех пострадал сам Брюссель, при всей своей внутренней жажде анархии. Пиво любое, а курить – будьте любезны – на улицу. И даже там во многих барах после 11 прикрывают двери и говорят – а теперь давайте курить тут.

  Это, конечно, похоже на фигу в кармане, совсем не в берлинском стиле, но тем не менее – назовем это скрытым сопротивлением идиотским законам.

  В Лондоне все гораздо хуже. Там запреты на курение сочетаются с фантастической ценой на сигареты: пачка – восемь фунтов стерлингов.

  В гораздо более сложной ситуации оказался Лиссабон. Тут культура полностью построена вокруг чашки кофе с сигаретой. Здесь знают, что трава – не драгзы и в 2010-м провели декриминализацию. И тут им на голову упали указания Брюсселя о запрете курения в кофейнях и прочих прекрасных местах.

  И это как нигде вступило в противоречие с местными традициями и нравами. Но португальцам пришлось несладко подвинуться, потому что они, как никто другой, зависели от займов Евросоюза. И любое их сопротивление Евросоюзу было бы воспринято как повод, чтобы в финансовой помощи отказать.

  Вот такие реалии. А я тем не менее утром иду за новой пачкой сигарет в венский табачный магазин. И с удивлением вижу, что две тетушки за прилавком отчаянно смолят сигареты. Для нас это как-то странно. Но потом я думаю: ну они же торгуют табаком, почему бы им не курить в собственном табачном магазине?

  И действительно: почему бы нет?

  Потому что в нормальном обществе человек сам решает: курить ему или нет.

   Игорь Мальцев


Оцените статью