Витолфиликой (от исп. vitolfilica) или витолфилией (от фр. vitolfilie) называют коллекционирование сигарных аксессуаров, чаще всего сигарных бантов или колец. Коллекционеры называют их vitolas. Впрочем, слово «vitola» используется и для обозначения типоразмера сигары, и как синоним самого слова «сигара». Для обозначения сигарных бантов используется так же слово анильос (от исп. аnillo) или просто «кольцо» и англ. cigar bands или cigar rings.
Витолфилы коллекционируют как собственно сигарные кольца, так и литографии, которыми обклеивались сигарные коробки. Такие литографические изображения называют «cigar labels». Если vitolas отличаются между собой по размерам сигар, то labеls – по размерам сигарных коробок.
Существуют разные версии происхождения сигарных колец. По одной из распространенных, — первым в 40-х годах XIX в. сигарные кольца стал использовать один из пионеров табачной индустрии Густаво Бокк Мюллер на своей фабрике Aqula de Oro. Так или иначе сигарные кольца стали инструментом маркетинга, и, в первую очередь, средством противодействия контрафакту.
Сперва кольца печатались в один цвет. После появления в 60-е годы на Кубе цветной печати, стали цветными. А затем в покрытии витолас начали использовать золото, которого, по некоторым опубликованным данным, на 1 см 2 уходило до 0,3 г.
Судя по всему, примерно с этого времени началось и коллекционирование витолас. Во 1898 г. на First International Congress of Cigar Ring Collectors говорилось, что некоторые из отправившихся в Испанию после войны за независимость солдат и беженцев «везли тщательно отобранные коллекции великолепных сигарных бантов, собранные ими во время проживания на Кубе».
Витолас появились почти в то же время, что и почтовые марки. И сам по себе процесс их коллекционирования очень похож на филателию вплоть до использования тех же кляссеров, пинцетов, луп и т.д.
Конечно, марки собирают миллионы людей, а витолас, — тысячи. Не только на Кубе, но и в США, Испании, Англии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Италии, Португалии, Бразилии, Мексике и других странах. То есть, — прежде всего там, где выращивается табак, производятся сигары, и в странах, исторически являвшихся основными их импортерами. Хотя в последние годы можно говорить об оживлении интереса к витолфилике, в том числе, в странах Азии.
Как и марки, витолас собирают по странам (в данном случае странам-производителям) и по тематике: флора, фауна, транспорт, искусство и т. д. Как и марки, они часто выпускаются сериями — от нескольких экземпляров до сотен колец в одном сете. Но есть в витолфилике важный критерий систематизации коллекции, которого нет в филателии. Это торговые табачные марки, система которых за полтора века формирования приобрела довольно сложную иерархическую структуру.
Если говорить о кубинских витолас, выпущенных до середины 60-х гг. прошлого века, то можно выделить три брэнда с наиболее обширным ассортиментом. Это Romeo y Julieta, Partagas и La Corona.
Вторым рядом по разнообразию и количеству колец идут: Jose Gener, Hoyo de Monterrey, Н.Upmann, Calixto Lopez, Larranaga, Punch, Bellinda, Henry Clay, Eden, Ramon Allones, Bock y C и др. За ними следуют El Rey del Mundo, Santa Domiana, Sol, Lo Mejor, Jose Piedro, Fernandez Garcia y C и т.д. И так, вплоть до торговых марок мелких табачных фабрик, которых на острове насчитывалось несколько сот.
Были престижные и реже встречающиеся торговые марки, такие, как, например, La Lolita, и, наоборот, более демократичные и простые по дизайну и материалам, использовавшимися для их изготовления, например, — Bauza.
Наиболее популярными изображениями на кубинских витолас второй половины XIX – первой половины XX вв. были портреты, чаще всего, царствующих особ, флаги, орлы и гербы. При этом широкое распространение имела практика выпуска именных и корпоративных сигарных колец. Поэтому коллекция витолас является в известном смысле и справочником кубинской элиты, и каталогом местного бизнеса, в особенности индустрии гостеприимства: отелей, клубов, кафе, казино и т.д.
На тему витолас издано немало книг, проводятся конгрессы, выставки, печатаются каталоги, существуют ассоциации коллекционеров. Есть и интернет-музей, посетив который каждый может убедиться, что сигарные кольца — не просто торговые марки, а произведения искусства, содержащие, так же как почтовые марки и монеты, образное описание своего времени.
Сергей Шпилько
Сергей Павлович Шпилько (род. 6 января 1957, Москва) — президент Российского союза туриндустрии, государственный деятель, экономист (кандидат экономических наук), доцент Российской международной академии туризма. Автор более 60 публикаций в области экономики, социологии и туризма. Год назад был гостем Московского сигарного клуба.