Четвертый Валдайский табачный форум. Эркин Тузмухамедов. Лекция о вине

Ремарки
В рамках Четвертого Валдайского табачного форума известный российский знаток крепкого алкоголя писатель Эркин Тузмухамедов проел винную дегустацию, на которой рассказал о российских винах и его производстве.
В рамках Четвертого Валдайского табачного форума известный российский знаток крепкого алкоголя писатель Эркин Тузмухамедов провел винную дегустацию, на которой рассказал о российских винах и его производстве.
  Сегодня мы будем дегустировать напитки, произведенные на винодельне Краснодарского края. Гай-Кодзор. Представлено три вина: одно белое, мне, правда, больше всего у них нравится мускат, и розовое, которое получило премию на международном конкурсе, было признано одним из лучших розовых вин, и красное вино.
  Если задумаете заниматься туризмом, винным туризмом, в Анапском районе – прекрасно. Там можно увидеть все — от суперсовременных виноделен, как Гай-Кодзор, до совершенно каких-то жутких гаражных виноделов, где в буквальном смысле этого слова хибары, где вам там будут наливать вино.
  Все, наверное, помнят скандал, который был с бывшим министром обороны из-за какого-то его замечательного поместья. Так вот, это поместье, которое стало началом скандала с бывшим министром обороны, находится как раз недалеко от Гай-Кодзора. Гай-Кодзор – старинная армянская деревня, там самая большая армянская церковь. Вообще, если говорить о виноделии в этом регионе, греки – это 2500 лет назад – уже возделывали виноград. Итак. Белое вино, купажное, начнем с него. Состав: совиньон, шардоне и руссанн. Типичные ронские сорта, по крайней мере, русан, мало где, в общем-то, кроме вот этой части Роны, возделывается.
  У вас пока нет опыта посещения российских виноделен? Поверьте, это уже становится интересным. Если взять от Новороссийска: Абрау-Дюрсо – то место, где Голицын начинал делать шампанское, на самом деле, первое игристое вино в России было сделано совсем не там. Потемкин, когда перестал быть губернатором Новороссии, вернулся в Питер, привез игристое, которое делал у себя, в Крыму. Голицын Абрау основал чуть позже. Поэтому сейчас, конечно, в Абрау любят рассказывать, что первое игристое было сделано именно у них, и апеллируют к цитате Николая: «Я всегда хотел делать русское шампанское». Русское шампанское начали делать в Крыму задолго до возникновения Абрау. Чем эта почва характерна? Это предгорье, высота над уровнем моря порядка 350 метров. Очень красивое место. И почему я, собственно, выбрал эту винодельню? Потому что считаю: с точки зрения качества и вина, и посещения — это самое фантастическое. Вы даже не поверите, что вы попали на какую-то там российскую винодельню. Вы подумаете, что попали куда-то в Калифорнию. Суперсовременная винодельня, сделана по дизайну английских архитекторов. Достаточно сказать, что Александров, который руководит этим хозяйством, совладелец и управлявший, катается на Тесле. Я его спросил: «Как ты доезжаешь из Москвы, заправок-то, естественно, для Теслы нет». Говорит: «Очень просто, нужно заехать на любую автомойку у них есть 380: «Ребят, мне машину мыть не нужно, дайте мне только 380». За те же деньги, за которые обычно происходит мойка машин, хватает на 800 км, в несколько этапов таким образом доезжает из Москвы, где проживает постоянно, до вот этой вот самой деревни Гай-Кодзор. Потрясающе красивое место, пешком до моря километров четыре-пять… Опять же, военный санаторий – тот самый, который бывшего министра обороны, с чего начался весь тот скандал… 
  Вино получило огромное количество призов не только российских, потому что российские призы они, конечно, достаточно сомнительные, не все и не всегда им доверяют, но это вино получило и бронзовые медали на международных конкурсах, что достаточно интересно. 
  Следующее вино – это Розе де Гай-Кодзор, изготовленное из Гринаш, Сенсо и Сира, тот же самый Шираз. Тут даже указано – впервые вижу – пять кэмэ от Черного моря. Так что, кто еще не знает, что летом делать, берите трезвого водителя, и вы себе, как минимум, обеспечите очень хороший недельный достойный отдых. Можно проехать от Новороссийска, от Абрау и до Шато Тамань. Это ближняя винодельня к мосту. Сначала Фанагория и потом уже Шато Тамань. И по этому, новому крымскому мосту. 
  Вина делаются самые разнообразные, прекрасные игристые, вы знаете Абрау, прекрасные десертные вина в том же самом Шато Тамань, бывший совхоз имени Ленина, правда, они немножко путают стили, говорят, что это портвейн, хотя это совсем на портвейн не похоже. Прекрасное вино. Но скорее напоминает мадеру. Соседняя Фанагория получила большое количество медалей не только на российских, но и на международных конкурсах, там еще делаются прекрасные дистилляты, граппа, зарегистрированное, защищенное наименование в Европе, но в нашей стране почему-то еще по-прежнему не зарегистрировано, не уважают у нас вот эти вот международные законы. Делают хорошие дистилляты. Причем, первая гаражная винодельня, зарегистрированная в России, основана именно в Фанагории. Дело в том что главный винодел Фанагории Юрий Иванович Узунов, зная все нюансы законодательства, помог своему сыну сделать эту самую гаражную винодельню. И он, сынуля, который является сейчас главным коньячным мастером Фанагории, используя опыт и знания, административный ресурс своего папы, прямо дома, в котором они живут, сделал эту самую гаражную винодельню.
  Одним из моментов разрешения на алкогольные производства является охрана, т. е. вы должны обеспечить полностью охрану — обязательно колючая проволока, будка с охранником. Что они сделали? У них алабай, которого они, когда покидают дом, отпускают. Когда приехали проверяющие органы: где охрана? А вот бегает алабай. Пойди, попробуй к этому алабаю зайти. Это первая зарегистрированная гаражная винодельня. Кстати, коньяк они делают прекрасный. Я пробовал фанагорийские коньяки из бочки, они замечательны. Если вы будете пробовать, чтобы вы понимали, пробовать то, что стоит на полках, это, конечно, значительно уступает тому, что в бочках. С чем это связано? В нашей стране все напитки подвергаются, да во всем мире все крепкие спиртные напитки, подвергаются холодной фильтрации. Но там холодную фильтрацию делают при щадящей температуре, от 0 до -5. В нашей стране, скажем, на родину к Артуру Шиляеву, а вы знаете, что Артур из Норильска, где температура зимой падает ниже 50, выдержанные напитки с большим количеством сивушных масел, жирных фракций, доедут в мутном состоянии с большим количеством осадка, что наша промышленность считает браком. По этой причине все наши производства крепких напитков делают фильтрацию при температуре примерно -15. Нигде в мире такой низкой температуры для холодной фильтрации не делают. Это связано с особенностями географии нашей большой страны. Ни в Шотландии таких температур нет, ни во Франции, ни где-то еще. Ну, на Аляске. Но на Аляске они бухло не делают. Поэтому, поверьте мне, что в нашей стране делают прекрасные коньячные спирты, но в силу требований наших гостов, наших проверяющих органов, со стабильностью продукта на полке приходится делать такую жуткую холодную фильтрацию. 
  Вино, которое мы сейчас дегустируем, получило как раз в Роне бронзовую медаль на международном конкурсе. Почему, собственно, для Гай-Кодзора был выбран именно такой стиль? Потому что географически он находится примерно на одной широте – раз, второе – там очень широкий плодородный слой и все это стоит на известняке. То есть почвенно и климатически это похоже как раз на долину Роны.
 На Фанагории, например, они покупают французские бочки, но коньячные бочки редко кто покупает. Потому что коньячные очень дорогие. По законам Франции, коньяк – это один из немногих напитков, который может выдерживаться только в белом дубе. Коньячная бочка стоит порядка 2000 евро, а американская бочка — 200 долларов. Разница! Более зарегламентированного спиртного напитка, чем коньяк, в мире нет. Используются только французские бочки, исключительно, никаких других, и только те сорта винограда, которые традиционны для этой местности — там их 12, разрешено использовать только три. Для бренди может быть что угодно, для вискаря, но для коньяка – только французские бочки.
  Раз уж заговорили о коньяке. В Коньяке есть хозяйство, например, Hennesy, которое производит 44%  всего коньяка вообще, а это 160 млн бутылок (в прошлом году). Hennesy! – 4,5 миллиона кейсов литровых производит, а, например, Delamain, — 50-60 тысяч кейсов. Так вот, Доламан не берет бочки моложе 20 лет. Им не нужна танинность, им не нужна дубовая древесная характеристика. Tesseron является крупнейшим поставщиком спиртов для  Hennesy. Tesseron –  очень крупный производитель именно спиртов. Как коньяки, они не очень известны, а среди поставщиков для крупных других домов (всего-то четыре этих крупных дома: Hennesy, Courvoisier, Martell, Remi Martin) — они ведущие: производят 75% всего коньяка. 75 – четыре дома! Все остальное приходится на тысячу производителей. Идет еще пятерка производителей, которые меньше, там Otard и другие, а дальше совершенно куча других домов, у которых по 12 гектар и один перегонный кубик. 
  Итак, к вину. Розовое вино сделано как раз в стиле Шатонеф-дю-Пап. А по цене… На самом деле, мы будем пробовать вина, которые стоят меньше двухсот рублей. С моей точки зрения, самое оптимальное по соотношению цена-качество. Лучше в нашей стране не найдете. И как раз у нас красное вино под ужин – Ред Клён. Создано из сортов Шираз, или Сира, как его называют во Франции, Мурведр, Гренаш и Мальбек.
  Потом мы перейдем к винам другой ценовой категории, это как раз вино, которое стоит чуть больше 200 рублей. Лучшего соотношения цена-качество не найдете.
  Собственно, вот вам Гай-Кодзор, поэтому, когда будете выбирать сорта, то необязательно иметь снобизм жесткий, что вино должно быть только какое-то там Старого света, Нового света. В России уже делают хорошие вина. Вот это такая патриотическая дегустация. 
Оцените статью