Четвертый Валдайский табачный форум. Бритиш Американ Тобакко

Ремарки
Участниками Четвертого Валдайского табачного форума стали представители компании Бритиш Американ Тобакко Анна Верещагина, София Зверева, Александра Крекнина. Сигарный портал публикует их рассказ о нелегальной торговле.
Участниками Четвертого Валдайского табачного форума стали представители компании Бритиш Американ Тобакко Анна Верещагина, София Зверева, Александра Крекнина. Сигарный портал публикует их рассказ о нелегальной торговле. 


  Совсем недавно — всего лишь семь лет назад — средняя цена сигарет была около 24 рублей за пачку. Процент нелегальной торговли был – 0,1. То есть нелегальной торговли фактически не существовало. Конечно, были какие-то единичные случаи задержаний, но в целом такой проблемы не было. Минфин получал ровно столько денег, сколько изначально закладывал в бюджетные задания. Прошло 7,5 лет. Акциз вырос, и средняя цена пачки составляет уже 94 рубля. Соответственно уровень нелегальной торговли подскочил с 0,1 % до 7,7 %. 
  Кто в этом виноват? 
  У нас часть нелегальной торговли – это контрафакт, часть – нелегальный ввоз, контрабанда. После создания Евразийского таможенного союза, который впоследствии перерос в Евразийский экономический союз, были устранены таможенные границы, соответственно, возникло беспрепятственное передвижение подакцизной продукции внутри стран-членов ЕврАзЭС. Многие, даже регулирующие органы, поначалу путались – полагали, что можно, например, произвести сигареты в Беларуси и с белорусскими акцизными марками переместить их на территорию Российской Федерации. На самом деле, для ввоза в Российскую Федерацию любой табачной продукции необходимы российские акцизные марки – импортные или локальные. 
  Белорусский табак популярен в России. Этому прежде всего способствует цена: акцизная нагрузка на табак в Беларуси меньше чуть ли не в пять раз, а минимальная цена пачки сигарет ниже в четыре раза. А с учетом того, что у нас было одно из самых либеральных законодательств в сфере предотвращения нелегальной торговли сигаретами, противостоять нелегальной торговле не просто. Например, фура из Беларуси везет несколько коробов нелегальных сигарет. Для личного пользования, не для продажи, — говорит водитель и едет дальше. Едет на законных основаниях, поскольку никаких лимитов для ввоза для личного пользования в рамках нашего таможенного союза нет. 
  Госдума принимает деятельное участие в решении проблемы: увеличены штрафы, введена уголовная ответственность, снижен объёмный порог, с которого наступает эта ответственность и т.д. 
  Доля нелегальных сигарет в России 7,7 % по официальным данным. В некоторых регионах, особенно приграничных, эта доля доходит до 25%. В структуре нелегального рынка происходят заметные изменения. Если раньше доля подделок и незаконно ввезённых сигарет была примерно одинаковой, то сейчас подделки практически исчезли. Крупные компании защищают свою интеллектуальную собственность и товарные знаки, использовать их для выпуска подделок стало сложно – за это сегодня дают реальные сроки. Поэтому преступники начали использовать другие схемы – выпускать сигареты никому неизвестных марок, изобретать свои собственные товарные знаки, либо выводить на рынок сигареты, которые уже десяток лет никто не выпускает. 
  В прошлом году ввели уголовные наказания за подделку российских акцизных марок для табака — сроки до 12 лет и штрафы до миллиона. Как ответил черный рынок? Там решили: зачем нам подделывать российские акцизные марки, если с тем же успехом мы можем подделывать белорусские? У нас же нет наказания за подделку белорусских акцизных марок? – нет! У нас же свободное перемещение через границу с Беларусью? – свободное! И всё. Так на рынке появились подделки белорусских сигарет, зарекомендовавших себя у российских потребителей нелегального продукта.  
  Теперь о другой категории — контрабанде. По закону, под определение контрабанда попадают только те сигареты, которые ввезены через границу таможенного союза. Контрабандой являются сигареты, например, арабские, которые производятся в экономических зонах, где низкая налоговая ставка. Через сопредельные территории, скажем, через Казахстан, они ввозятся к нам. Активно на российский рынок пошёл китайский продукт, потому что трансграничный товарный обмен (челночный бизнес) очень развит. Надо отдать должное, там активно работают таможенные службы.
  Если говорить про тренды, то преступный бизнес идет в ногу со временем, слушает потребителя, абсолютно так же, как это делают крупные табачные компании. Например, у курильщиков сейчас очень популярны капсулы, и вы можете встретить капсулы у армянских, у арабских, у белорусских производителей, а также в неизвестных марках сигарет, непонятно откуда взявшихся… И то же самое по формату. Если какое-то время был популярным нано-формат, такие маленькие квадратные пачки, теперь в тренде деми. И на рынке появились белорусские сигареты формата деми, арабские фабрики делают деми, армянские фабрики делают деми… И плюс ещё такое предложение как сотка (более длинные сигареты формата king size), которую уже официально практически никто не производит, но сотку активно ввозят —  сигареты стали дороже, а людям хочется курить всё так же. Проще купить сразу большие сигареты. 
  Еще один интересный кейс. Какие сигареты самые дешевые? Вот они — просто белая пачка, вы можете ее купить за 25 рублей в Ростове-на-Дону. Подпольному производителю нет смысла делать дизайн пачки, вкусы, выбирать картинки. Нелегалы устали от законодательных ограничений и решили, что проще всего вообще ничего не печатать. Производителя найти невозможно. Но эти сигареты вообще лучше не курить…  
Оцените статью