А всё-таки — много ль мы курим?..

Ремарки
Раз уж зашла речь о стереотипах, восходящих к антитабачной литературе середины 1950-х годов (см. «Независимые раздумья о табачной зависимости»), неплохо бы обратиться к самим этим «литературным памятникам».

Раз уж зашла речь о стереотипах, восходящих к антитабачной литературе середины 1950-х годов (см. «Независимые раздумья о табачной зависимости»), неплохо бы обратиться к самим этим «литературным памятникам».   

  Вот как раскрывал интересующую нас тему доктор медицинских наук, профессор Иван Саркизов-Серазини (1887-1964), автор книг «Путь к здоровью, силе и долгой жизни» (1957) и «Человек должен быть здоровым» (1964):

   «Резко сокращают годы жизни  спиртные напитки и табак… Среди лиц, выкуривающих более 20 папирос (сигарет) в день, смертность в 15 раз выше, чем среди некурящих. Многокурящие к 50-летнему возрасту в 12 раз скорее заболевают атеросклерозом коронарных сосудов, чем некурящие… Среди наблюдавшихся многими авторами больных инфарктом 65-80 процентов падало на курящих. Описаны случаи тяжелого инфаркта у 27-летнего мужчины, курившего 100 папирос в сутки (Л. И. Фогельсон), острого инфаркта у лиц в возрасте 40 лет, куривших по 50 папирос в день (А. М. Сигал…»

  Фактически установленная группа риска – «многокурящие»: более 20 папирос или сигарет в день (в те времена преобладали сигареты без фильтра, содержание вредных веществ не регулировалось), особенно по 50 (не дай бог 100) штук в день, особенно в сочетании с ожирением или постоянным нервным напряжением, особенно на фоне уже диагностированной гипертонии или стенокардии. Главный табачный «яд для сердца» — никотин (а не смола, на которую грешили пульмонологи и онкологи).

  Забегая вперед, добавлю, что «частичную реабилитацию» никотина позже провозгласили фармпиарщики, и сделали это ради «своих» — ради производителей «медицинского никотина». Когда же к ним присоединились «чужие» — табачные компании, переходящие на выпуск альтернативной инновационной продукции, якобы менее вредной, то  «получили по рукам» (новыми запретительными мерами) за «высадку» на чужую информационную «территорию». Никотин – не для здоровья, не для «снижения рисков», он – как алкоголь, хоть и непохож на алкоголь, но исстари в одном ряду…

  Откуда же берутся губительные каждодневные полусотни единиц курева? Согласно известному мнению, «у  курильщиков со стажем наблюдается устойчивость и привыкание к никотину, т. е., чтобы добиться желаемого никотинового опьянения,   необходимо большее количество сигарет, так курильщики приходят от 1 — 2 сигарет к 1 — 3 пачкам в день».

  Однако вот что опубликовано современными медиками.

  В 2008-2010 гг. скрининговое исследование распространенности табакокурения и его последствий провели сотрудники НИИ пульмонологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова, опросив 256 человек, из которых курильщиками или экс-курильщиками оказались 113. «Характеристика интенсивности курения респондентов  на основе индекса курения» вышла, мягко говоря, не пугающая. Среди женщин 50%  потребляли до 5 сигарет в день! 25% — 10 штук, 11% — 15 сигарет, лишь 14% — пачку в день (20 штук),   больше пачки — 0. Среди мужчин «пачка в день» набралась у 37%, 25 сигарет – 2%,  30 сигарет –  4%, две пачки – 2%, зато 12%  ограничивались 5 сигаретами, 33%  —  половиной пачки, 15 сигарет – 10% курильщиков. На кашель, вероятно связанный с курением,  пульмонологам пожаловались 15%, и, значит, остальные  85% — не их пациенты…

  Так мы же знаем: это Большой табак позаботился, чтобы от их престижных марок люди не кашляли. А  любителей заведомого контрафакта лучше опрашивать отдельно. Кашляйте на здоровье – хоть стопроцентно!

  Может, маловато народу опросили питерцы? Конечно, маловато, и, конечно, не перевелись еще дамы, «хвастающиеся» двумя с половиной пачками в день.  Но разве рамочная конвенция не велит вести постоянный мониторинг «табачной эпидемии» — существующей или несуществующей?

   Александр ФИШМАН


Оцените статью