Таксист в Гаване рассказал мне анекдот: новая партия грешников поступает в ад, все новички видят перед собой ужасную картину — грешники, разделенные по национальностям, катают тачки, стирая руки вкровь. Видя эту пытку, грешники-новички кричат от страха. И только грешник-кубинец спокоен. «А что беспокоится? Это обычная история – в нашем, кубинском, секторе обязательно не хватит либо тачек, либо камней».
Об этой шутке я вспомнил несколькими часами позже, когда наблюдал за белым пеплом на конце моей сигары, сидя в дегустационном VIP-зале фабрики Partagas, напротив здания кубинского Капитолия. Воздух был туманен и ароматен: директор фабрики Хильда Баррос (Hilda Barros), ее сотрудники и совет директоров Британско-кубинской сигарной монополии Hunters & Frankau дегустировали новую сигару – Gloriosos от La Gloria Cubana. Сигара, сделанная специально как длинная Robusto, была просто превосходна. Это лимитированная партия уникальных сигар выпущена специально для экспорта. Я не мог дождаться ее появления в Британии. Выпущено 25 тысяч сигар, и я боялся, что их быстро раскупят.
Я спросил госпожу Баррос: когда сигары будут привезены в Британию? Она ответила, что они были произведены в ноябре 2007 года двенадцатью торседорами. Я уточнил – в 2007? Почему же до сих пор их нет на рынке? И получил шокирующий ответ: сигары готовы к продаже уже целый год, но не готовы сигарные коробки. Тут-то я и вспомнил анекдот, рассказанный мне таксистом.
Куба производит около 120 миллионов сигар в год, примерно пятая их часть — бренд Montecristo, сигары заслуживающие доверия, но довольно предсказуемые. На La Gloria Cubana приходится около двух процентов экспорта. И это удивительные сигары.
Примерно шесть процентов гаванских сигар подпадают под категорию бутиковых, то есть элитных, что включает региональный ассортимент и другие лимитированные сигары. На этом держится будущее сигарной индустрии.
Montecristo Sublimes — одна из трех лимитированных сигар, которая в 2008 году вышла на рынок. Попробовав ее, я с точностью могу заявить, что к ней нужен серьезный подход — ее можно курить после сытного обеда/ужина и желательно после этого прилечь отдохнуть на пару часиков. На Кубе я сумел попробовать и две остальные лимитированных сигары 2008 года: пирамиду от Cuaba и коротенькую сигару Partagas Serie D № 5, сигару, которая предлагает 20–минутный взрыв аромата; данный размер приобретает все большую популярность из-за того, что курение в помещении становится проблематичным.
Однако, по крайней мере на Кубе, к курению в помещении относятся достаточно терпимо. На сигарных фабриках, например, это даже поощряется. Я курил тонкую, длинную, красиво переливающуюся сигару Cohiba Lancero в компании Мигеля Брауна (Miguel Brown), нового директора фабрики El Laguito, где крутят сигары Cohiba и только Cohiba.
Непохожая на другие фабрики, El Laguito оставляет впечатление спокойствия и безмятежности. Она расположена в красивом особняке. Я безмерно счастлив, что Браун обосновался именно здесь. До этого он работал на H. Upmann, где занимал не самую ключевую позицию. А сейчас он реально поднимает производство сигар (на миллион сигар ежегодно).
Cohiba — это первая настоящая сигара революции. Фиделю настолько понравились сигары, которые курил один из его охранников, что он ввел этот бренд. Сигары Cohiba узнают по черно-оранжевому банту. Cohiba производят по 12 миллионов сигар в год, они ценятся выше, чем Montecristo.
Программа Reserva началась пару лет назад – это производство сигар, сделанных из табака трехлетней выдержки. Сейчас при содействии Брауна сигары производятся из табака с выдержкой в пять лет. Сигары линий Reserva отличаются шелковой гладкостью. А сейчас готовится и Cohiba Gran Reserva (появиться не раньше февраля 2009 года) — только пять тысяч коробок по 15 сигар в каждой.
Перевод Нины Лоскутовой-Шангуа