Здравствуй, черный рынок?

Ремарки

            На недавней пресс-конференции «БАТ Россия», посвященной итогам работы компании за текущее полугодие, была названа цифра нелегального оборота табачных изделий в нашей стране – меньше 1 % (по некоторым оценкам, даже 0,5 %). Что ж, таким низким уровнем криминалитета в табачной сфере на сегодняшний день, пожалуй, не может похвастаться ни одна развитая страна мира. И это, конечно же, не может не радовать.

 

            На недавней пресс-конференции «БАТ Россия», посвященной итогам работы компании за текущее полугодие, была названа цифра нелегального оборота табачных изделий в нашей стране – меньше 1 % (по некоторым оценкам, даже 0,5 %). Что ж, таким низким уровнем криминалитета в табачной сфере на сегодняшний день, пожалуй, не может похвастаться ни одна развитая страна мира. И это, конечно же, не может не радовать.
           Однако политика Минфина, направленная на беспрецедентный подъем табачных акцизов, вкупе с деятельностью нашего ангажированного антитабачного лобби, неминуемо приведет к росту черного рынка, к неконтролируемой продаже контрабандной и контрафактной продукции, в том числе несовершеннолетним. Последствия этого очевидны – недополучение государством налогов и сборов с легальных табачных производителей, наводнение рынка низкокачественной (если не сказать, более вредной для человека) продукцией, подрыв мировых брендов и падение легальных продаж производящих компаний, расцвет криминальных структур и необходимость усиления борьбы с ними со всеми вытекающими последствиями. Как этого не могут понять наши чиновники, просто удивительно. Да еще лицемерно прикрывающиеся лозунгами и заботой о здоровье нации, а также уверяя всех и вся, что государству все это будет намного выгодней!
           Еще много лет назад именно «Тобакко-Ревю» первым сделал предположение о том, что вся эта антитабачная возня была инициирована и спонсирована мировыми фармконцернами. Все очень просто – зачем тратить лишние усилия по наращиванию своих оборотов и прибыли (что само собой и так происходит), вкладываться в рекламу, когда можно за счет грамотной маркетинговой идеологии оттянуть на себя значительные средства с табачного рынка. Плюс создание все новых и новых никотинозамещающих продуктов, которые надо заметить, даже в нашей рознице стоят сравнительно немаленьких денег. И основной движущей силой этой идеологии является чрезмерное поднятие налогов на табак. Сейчас это наше предположение подтверждается многочисленными исследованиями рынка, проведенными западными экспертами.
            Именно чрезмерная налоговая нагрузка на табачные изделия приводит к бесконтрольному росту черного рынка. И, как следствие, к постепенному развалу табачной индустрии. Это даже не идеология, а целая философия будущего.
            Ведь люди по природе своей ищут «утешения» в лекарствах. Вопрос лишь в том, до какой степени развал табачной индустрии будет выгоден фармконцернам.
            Западные эксперты уже оценили финансовый вред от нелегальной торговли  в 50 млрд. долларов ежегодно, из которых 20 % приходятся на убытки производителей. И «бизнес» растет из года в год, а происходит это, между прочим, параллельно с ростом потребления табачной продукции в мире (2-3 % ежегодно)! Особенно рост контрафакта заметен на примере наиболее нетерпимых (или недальновидных) географических «точек» на планете, будь то Германия, Ирландия или Нью-Йорк. А вот когда введут повсеместно так называемую «слепую», обезличенную упаковку табачных изделий, контролировать криминал будет вообще невозможно!
            Но наши законодатели пошли еще дальше. Вольно или невольно они помогут в деле развала табачной отрасли, запретив продажи акцизной продукции (алкоголя — фактически и табака – само собой) в городских киосках. Запрет продажи пива с 2013 года в ларьках и павильонах практически прикроет эту разновидность малого бизнеса. И табачная продукция, как следствие, потеряет свою огромную сбытовую сеть по всей стране (по некоторым оценкам, до 70 % всей реализации табака). Это будет просто праздник для нелегального рынка! Армия «бабушек» быстро расставит по местам рыночные приоритеты и предпочтения курильщиков.

            Андрей Марков,
            главный редактор Tobacco-ревю

 

Оцените статью