О сигарах с любовью

Ремарки

     Вилли Альверо – один из самых известных людей в отечественном сигарном мире, - пишет в осеннем номере журнала Hecho a mano. - Долгое время, занимая пост главы представительства Habanos в России, он был свидетелем и активным участником становления и развития российского сигарного рынка. Его имя носит Сигарный университет, его деятельность отмечена высшей наградой сигарного сообщества «За выдающийся вклад в развитие сигарной культуры России».

     Вилли Альверо – один из самых известных людей в отечественном сигарном мире, — пишет в осеннем номере журнала Hecho a mano. — Долгое время, занимая пост главы представительства Habanos в России, он был свидетелем и активным участником становления и развития российского сигарного рынка. Его имя носит Сигарный университет, его деятельность отмечена высшей наградой сигарного сообщества «За выдающийся вклад в развитие сигарной культуры России».

     По сей день Вилли Альверо остаётся одним из главных и самых опытных сигарных специалистов, работающих в нашей стране. Ныне он – руководитель направления элитной табачной продукции ГК «Мегаполис», и мы встретились, чтобы поговорить о тенденциях развития сигарного мира, особенностях российской сигарной культуры и переменах, произошедших в сигарной жизни за последние годы.

     — Господин Альверо, как Вы пришли в мир сигарного бизнеса?
     — Спасибо русскому языку. Моё умение кое-как говорить по-русски оказалось чуть ли не единственным доводом, принятым в расчёт, когда меня наняли в открывшееся после разгрома в 1991 году представительство Habanos в Москве. Тогда я работал геологом нефтеразведки в Ираке… Я курю сигары с 15 лет. От Ливийской пустыни и джунглей Борнео до казахских степей, где я и освоил русский язык.

     — Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции развития мирового сигарного рынка на фоне кампании против курения? Сказывается ли политика по борьбе с курением на сегменте сигар класса premium?
     — Тенденции очевидны: короче, дешевле, «суше» и меньше. Более короткие форматы, поскольку нам не позволяют разгуливать с сигарой в руке, мы должны успеть выкурить её за определённый промежуток времени, где бы мы ни находились.
     Дешевле, потому что финансовое давление – это часть антитабачной кампании, и дорогие сигары постепенно становятся менее доступными. «Суше», то есть с коротким наполнителем, поскольку в большинстве так называемых развитых обществ стали курить на открытом воздухе, где вкусовые нюансы теряются. Короткий наполнитель позволяет сигаре гореть лучше, к тому же, если погода неподходящая, можно сократить курение и выбросить окурок без особых угрызений совести.
     Сигары класса premium страдают от этой кампании в первую очередь. Эстетический, психологический момент – важная часть удовольствия от курения. И курение хорошей сигары в компании или на публике усиливает эффект. Большинство сигарных афисионадо не видят особого смысла курить супердорогие бренды или раритеты дома в одиночестве или в лесу, куда, похоже, нас хотят загнать.

     — В чем, на Ваш взгляд, основные отличия европейского и российского сигарного рынков? Можно ли ждать от российского рынка большей «цивилизованности»? Корректировки цен? Увеличения ассортимента? Снижения доли контрафакта?
     — В России курильщики долгое время полностью игнорировали ценовой фактор, и это оставалось главным отличием двух рынков. После последнего кризиса социальные условия стали более схожими. Теперь выбор большинства – поиск качества за свои деньги, как это и происходит по всему миру.
     Ассортимент, мне кажется, во всём мире будет скорее сокращаться, чем расти. Если сравнить, в Москве и Питере выбор гораздо шире, чем в любой из европейских столиц. Конечно, богатство линеек повсюду базируется на предпочтениях потребителей. Но вкусы формирует эпоха. Если говорить о подделках, то эта проблема вскоре должна исчезнуть. Фискальные марки для того и придуманы.

     — Является ли у нас до сих пор курение сигар модным занятием, знаком престижа, или уже сформировалось сигарное сообщество, достаточно ощутимое для рынка? Как обстоят дела с сигарной культурой в современной России?
     — То, что я называю психологической частью удовольствия от курения, служит сильным побудительным мотивом в выборе сигары в России. Впрочем, те же игры в статус-самоуважение-престиж, хотя, может быть, и не в такой степени, присущи курильщикам по всему миру. Могу рассказать историю из моей собственной биографии. В одной из лекций я восхвалял несравненное органолептическое наслаждение от курения. И тут меня спросили, что именно меня побудило выкурить первую сигару (до того, как я вообще узнал об органолептике). Тогда я вспомнил и был вынужден признаться, краснея, что я сделал это отчасти потому, что люди, которых я считал влиятельными и яркими, предпочитали курить сигары. Флёр престижа и очарования, богемного шика и бунтарства всегда будет с курильщиком сигар, и это неиссякаемый источник психологического наслаждения.
     Если говорить о сигарной культуре в России, то здесь существует оазис, ограниченный круг афисионадо, который я бы назвал самым культурным во всем мире. Московский сигарный клуб, клубы в Питере, Ставрополе, Казани… Конечно, страна большая, и потребуется какое-то время, чтобы сигарная культура распространилась по всей её территории, но прогресс очевиден. Степень и глубина знаний, желание развивать и обогащать их – беспримерны. Ни в одной стране мира, где мне приходилось бывать по работе, интерес к сигарам не был столь глубоким, как в России. Порой кажется, что тут каждый хочет «дойти до самой сути», как писал ваш поэт.

     — Как, на Ваш взгляд, трансформировались предпочтения российских любителей сигар за последние годы?
     — Сигарные курильщики разные, и чтобы как-то судить о них, придётся разделить их, как минимум, на две группы. «Постоянные» (те, что выкуривают по сигаре в день, считают себя знатоками и действительно стараются быть хорошо информированными) — похоже, ограничили свой выбор, отказавшись от маркетинговых уловок вроде очень дорогих лимитированных выпусков. Соотношение поклонников кубинских и доминиканских брендов, по-моему, стало примерно равным, 50 на 50. И, кажется, такие курильщики всё ещё не боятся больших форматов.
     Афисионадо (те, что выкуривают не меньше сигары в неделю, но не больше одной в день) — в большинстве своём продоминиканские, проникарагуанские, прогондурасские; они становятся всё лучше информированными и открыты для новых брендов и стилей. Число таких курильщиков постоянно растёт, поэтому именно они определяют будущие тенденции: мягкие и разнообразные стили курения, средние и короткие форматы.

     — Какие новейшие тенденции в деле производства сигар Вы могли бы отметить?
     — Не так много. Процесс производства самих сигар стараются сохранить таким, каким он был всегда, традиционным и старомодным. Многое изменилось в презентации сигар, упаковке, тубировании, хранении. И Доминиканская Республика в этой гонке ушла далеко вперёд. Как пример: наиболее известные доминиканские бренды в стандартных коробках имеют встроенное высокотехнологичное решение, плоские сумочки, которые осмосом непрерывно поддерживают прекрасную относительную влажность при любой температуре на протяжении очень долгого времени.

     — Как может сказаться на европейском и российском рынках вероятная отмена американского эмбарго? Может ли это привести к увеличению доли продаж некубинских брендов в Европе?
     — Как ни парадоксально, мы с вами можем этой отмены и не заметить. Во-первых, у Habanos на складах хранится порядка 80 миллионов сигар, зарезервированных для американского рынка просто потому, что они не могут быть проданы. Во-вторых, объёмы производства Habanos на данный момент самые низкие за всю историю (около 80 миллионов сигар в год), поэтому у них есть возможность увеличить производство в два, а то и в три раза. Конечно, это невозможно сделать за короткий срок без существенного снижения качества. Пожертвуют ли они увеличением продаж, чтобы сохранить качество сигар? Думаю, мы знаем ответ. Единственный вопрос, который остаётся – куда пойдут низкокачественные сигары, в Америку или в Россию? Поскольку они утверждают, что ненавидят империалистов, я надеюсь, что худшие сигары отправят именно к ним. Хотя может получиться в точности да наоборот. Наконец, американский потребитель уже больше полувека не сталкивался с плохой тягой, лазиодермой, плесенью, порванным покровом, примитивной упаковкой, которые, увы, не редкость для кубинских сигар. Там существует романтический миф о Кубе. Но реальность может стать шоком, и тогда идиллия окажется очень короткой. Моментом истины будет не снятие эмбарго, а смена на Кубе режима или внедрение рыночной экономики, способной положить конец государственной монополии. Когда на место номенклатуры, в чьих руках сейчас находится индустрия, придут честные, компетентные и опытные профессионалы, случится настоящая революция, которая изменит весь сигарный мир. И тогда, конечно, Фуэнтесы, Пласенсия, Падроны, Торано и прочие, скорее всего, вернутся на Кубу, чтобы вновь делать кубинские версии своих брендов. Абсолютно новый сигарный мир!

     — Какие табаки, выращенные за пределами Кубы, Вы считаете наиболее перспективными? Могут ли они конкурировать с кубинскими сортами?
     – Некоторые виды тёмного табака, произрастающего в регионе Vuelta Abajo на Кубе, лучше всего подходят для производства сигар. Ближайшие к ним — никарагуанские табаки. Тем не менее, сигарная индустрия Доминиканы пошла по пути смешивания. Это подобно противостоянию бордо и бургундского. Смешивая табаки с различными характеристиками по происхождению, включая порой и кубинские, они могут достичь огромного разнообразия органолептических профилей и разнообразить бренды так, как этого не могут кубинцы. Впрочем, даже если они делают «моносепаж», табаки из Гонудраса, Бразилии, Суматры, Камеруна остаются полноценной альтернативой. Если мы скажем, что Куба – это бургундское, остальные страны могут предложить бордо, риоха, бароло, напа, шампанское… И для всех них есть место в мире афисионадо.

     — Не секрет, что на сигарном рынке сегодня существует немало качественных и недорогих сигар и в то же время множество сигар, высокая цена которых зачастую не соответствует качеству. Вопрос об адекватном соотношении цена–качество волнует как европейских, так и российских афисионадо. Какие рекомендации Вы могли бы дать нашим курильщикам, чтобы облегчить поиск качественных сигар?
     — Дабы не составлять список наименований и брендов, можно сказать так: цена сигары = стоимость её производства + ценность бренда. Стоимость производства, без учета различных пошлин, варьируется от $ 0,50 (приемлемое качество) до $ 2,50 (превосходное качество). Всё, что сверх того, вы платите за название бренда.
     Если говорить о простом человеческом выборе, то его мотивация сильно различается от того, о кубинской или некубинской марке идёт речь. На Кубе бренды почти не имеют реального значения (на одной фабрике сигары разных брендов делаются из одних и тех же заготовок по одной и той же технологии, и лишь от обстоятельств заказа зависит, каким бантом работник обозначит сигару), мой совет предельно прост: возьмите менее известный бренд. Не только потому, что он более дёшев, но и потому, что зачастую качество окажется несравнимо лучше: из-за ограниченного спроса такие сигары делают лишь на одной фабрике (как правило, в Гаване) и дольше «старят», прежде чем отправить на экспорт.
     В других странах бренды действительно отличаются друг от друга, и их узнаваемость в сочетании с реакцией рынка – хороший индикатор качества. С одной оговоркой: в России не нужно покупать сигары дороже 500 рублей за штуку. Обычно вы получаете хорошее соотношение цена–качество в стандартных сериях, средних линейках бренда. Сверх этой цены вы непропорционально переплачиваете лишь за бант! Впрочем, всё зависит от вашего настроения.

     — Как Вы относитесь к многочисленным сигарным рейтингам, которые каждый год составляются множеством изданий в Европе и Америке, например, Cigar Afficionado? Насколько адекватно они отражают реальную ситуацию?
     — Я отношусь к ним довольно скептически и не читаю. Я знаю очень мало дегустаторов и изданий, которые полностью независимы. И потом, отдельно взятый опыт курения конкретной сигары мало говорит о бренде. Нужно дегустировать его постоянно, в течение года, оценивая одни и те же позиции, чтобы говорить об уровне качества. Но читателям нравится сопоставлять оценки. Вероятно, поэтому продолжают появляться подобные рейтинги.

     — И на прощание, господин Альверо, скажите, пожалуйста, что для Вас сигара – работа, страсть или что-то ещё?
     — Я увлечённый курильщик сигар, который, удачным стечением обстоятельств, оказался занят в сигарном бизнесе. Это сочетание позволяет мне общаться с тысячами сигарных курильщиков по всему миру. И здесь, если угодно, начинается страсть. Поскольку обмен опытом и сигарной культурой доставляет мне столько же удовольствия, сколько само курение…

 

 

     С разрешения редакции Hecho a mano

Оцените статью