Жаль, но спички потихоньку уходят со сцены, освобождая место более практичным зажигалкам. Уходит и целое художественное направление – создание этикеток для спичечных коробков. Уходит и самостоятельное производственное направление – выпуск «футляров или подставок для коробки со спичками» — спичечниц.
Производство спичечниц охватывает короткий исторический период — с 1835 по 1935 гг. Основными производителями являются прусские королевские литейные предприятия в Берлине (Берлинское литьё), фарфоровые заводы: Мейсенский; Шумана, Берлин; Карла Тильша, Фюрстенберг и пр. Их примеру следуют производители майолики (Бернард Блох). Не отстают и мастера гончарного дела (Мареш) и резьбы по дереву. Простые спичечницы становятся произведениями искусства в руках таких мастеров как Е.Г. Циммерман, Ханау; Йозеф Гланц (Вена), которые активно использовали художественное литьё.
Всемирно известных мастеров объединяло стремление наиболее эффектно ввести в повседневный обиход новейшее изобретение эпохи Бидермайера — СПИЧКУ. Кто в наше время задумывается о том, сколько усилий требовалось в ту далёкую эпоху для того, чтобы просто осветить салон, разжечь камин или очаг, сигару или свечу, добыть огонь из кремня и стали?
Спичечницы производились для гостиной, кабинета, спальни, кухни в форме настольных фигур и оригинальных композиций. Были даже настенные и карманные изделия. Такие мастера как Циммерман в Ханау, Гланц в Вене, Касли в России достигли такого высокого качества продукции, которое после 1900 года уже никто повторить не смог.
Валера Че