Жизнь и творчество Никаса Сафронова

Ремарки

  Школьные годы Никаса Сафронова прошли в Ульяновске, после окончания восьмого класса средней школы он поступил в Одесское мореходное училище. Но, несмотря на свою любовь к морю, понял, что флот – не его стезя.

 

   Школьные годы Никаса Сафронова прошли в Ульяновске, после окончания восьмого класса средней школы он поступил в Одесское мореходное училище. Но, несмотря на свою любовь к морю, понял, что флот – не его стезя. Проучившись в мореходке год, уехал в Ростов-на-Дону, где в 1973-м успешно поступил в Художественное училище имени Грекова. Во время учебы работал в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором, подрабатывал сторожем, дворником, разгружал вагоны. Училище Никас не окончил, так как был призван в армию. Служил в Эстонии, в городе Валга, в ракетных войсках. Но даже здесь продолжал рисовать, за что имел нарекания от офицерского состава.
   После армейской службы Никас уехал в Литву, сначала в город Паневежис, где работал художником в театре Д. Баниониса, затем – в Вильнюс, поступил в художественный институт. С 1978 по 1982 год обучался по классу дизайна.
   В Паневежисе состоялась первая персональная выставка Никаса Сафронова в 1978 году. Тогда же, что стало неожиданным для студента первого курса Вильнюсского художественного института, одна из его картин вошла в число двух отобранных на Международную художественную выставку в Париж, в Центр Помпиду. В 1980 году прошла персональная выставка художника в Вильнюсе.
   В 1983-м Никас Сафронов переехал в Москву, пытался пробиться на выставки, но выставляться ему запрещали. В 1985-м он принял участие в Международной художественной эротической выставке в столице Японии, в 1986 году – в Международной художественной эротической выставке в Милане, потом во Франция (1987) и в Канаде (1988).
   За рубежом он познакомился с одним из самых богатых итальянских коллекционеров Черази. Благодаря перестройке работы художника стали появляться и на российских выставках. В конце восьмидесятых стал много работать за рубежом. А в России появились такие клиенты как Михаил Горбачев, в 1990 году наряду с произведениями девяти других ведущих художников разных стран картины Н.Сафронова вошли в книгу «Эротические фантазии», изданную во Франции.
   С 1992 по 1994 год являлся арт-директором, а с 2000-го – главным художником русского издания журнала «Пентхауз», консультантом и оформителем научного журнала «Аура-Зет», журналов «Дипломат» и «Мир звезд». В 1995 году с большим успехом прошла его выставка в Стамбуле, а в 1996-м – персональные экспозиции в Академии художеств (Москва), в музее М. Шагала в Витебске (Белоруссия) и в Бергамо (Италия). В дни празднования юбилея президента Азербайджана Г. Алиева в мае 1998 года выставка работ Никаса прошла в Баку в национальном музее. Затем последовала новая череда выставок: в Одессе, Саратове, Москве, Барселоне, Цюрихе,  Нью-Йорке, Екатеринбурге, Выборге, Геленджике, Сочи, Риге, Лондоне, Антверпене, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Витебске.
   По предложению правительства Москвы была проведена акция по размещению репродукций картин Н. Сафронова на рекламных щитах с целью украшения города, а затем художнику был выделен особняк в центре Москвы для галереи.
   Диапазон творчества Н. Сафронова невероятно широк: и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в «космическое пространство» чувств и душевных переживаний. В наиболее интересных и значительных работах Никаса всегда присутствует и некое внутреннее движение, потому что картины отражают конфликт или доверительное общение тела, разума и души художника. Картины оказываются не только динамичными, но и многомерными, потому бросающаяся в глаза «кинематографичность» образного строя даже может дать некоторое представление о сферичном и полископическом видении его души.
   В ранних работах Никаса много обнаженной натуры. Он стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией. Изучая много старых мастеров Италии, Голландии и России, используя их технику в своих современных работах, он как бы иллюстрирует сегодняшний день, то, что происходило с русской культурой на протяжении последних 70 лет, и между тем как бы предвосхищает покаяние и очищение, в его работах страсть соседствует со смирением, печаль — с непостижимой радостью здешнего и потустороннего бытия.
   На сегодняшний день Никас Сафронов – один из самых выдающихся российских художников-профессионалов. С его произведениями большинство знакомо в основном по журнальным репродукциям, потому что основная часть его картин находится в частных собраниях в России и за рубежом, а также украшают музеи Западной Европы и Америки. Западными коллекционерами куплено более 700 произведений. Среди их владельцев – Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Михаил Горбачев, Никита Михалков и другие выдающиеся люди нашего времени.
   Деятельность Никаса Сафронова отмечена Золотой медалью Американской академии наук и искусств. В 1995 году Российское дворянское общество пожаловало ему титул графа, а в 1997-м – титул князя. А в 1998 году Оргкомитет премии журналистов «Светские итоги года» под председательством А.Ю. Вульфа объявил Н. Сафронова лауреатом премии в номинации «Самый светский художник».
  Также Никас Сафронов является профессором Ульяновского университета (филиала МГУ), где ведет мастер-класс и читает лекции; академик Международной академии творчества. Награжден Международным орденом Св. Константина Великого и орденом Св. Станислава.
   Никас Сафронов дважды женат. Первая жена француженка, вторая – итальянка – Вендрамин Франческа. Сын Стефано (1992) вместе с матерью живет в Лондоне.
  Еще один сын — Лука, как утверждают специалисты, замечательный пианист. Он сейчас является фактически управделами Никаса.
    Никас Сафронов номинирован на именную сигару 2014 года.

    Прессу читала Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью