Жизнь и карьера телемагната Лью Грейда

Ремарки

   Лью Грейд родился 25 декабря 1906 года (по другой версии 23 января) в Украине, в небольшом городке, являющемся в настоящее время районным центром Запорожской области. Семья Льва Виноградского (имя и фамилия были вписаны в метрику будущего сэра Лью Грейда) перебралась в Англию в 1912 году, бежав с Украины, опасаясь еврейских погромов. Исаак, его отец, управлял в Лондоне швейной фабрикой.

 

   Лью Грейд родился 25 декабря 1906 года (по другой версии 23 января) в Украине, в небольшом городке, являющемся в настоящее время районным центром Запорожской области. Семья Льва Виноградского (имя и фамилия были вписаны в метрику будущего сэра Лью Грейда) перебралась в Англию в 1912 году, бежав с Украины, опасаясь еврейских погромов. Исаак, его отец, управлял в Лондоне швейной фабрикой.
   Первые два года пребывания в Англии Виноградские жили в арендуемых комнатах в районе Ист-Энд Лондона. Сыновья Исаака (всего их было трое) посещали местную гимназию, подавляющее большинство учащихся которой говорили на идиш.
   У Льва была феноменальная память, позволившая ему легко освоить английский язык, хотя лет до восьми родным оставался русский. Он обладал исключительными математическими способностями и несколько раз добивался права на получение специальной стипендии, которую ему так ни разу и не выдали – Виноградские не были английскими гражданами. Отец его так и умер без паспорта.
   Из гимназии одаренный подросток ушел в 14 лет на фирму к Виноградскому-старшему, торговавшему одеждой. Но вскоре торговля ему надоела, и он занялся танцами. А накануне своего двадцатилетия Лев, сменивший длинную фамилию Виноградский на короткую Град (Grad), а имя Лев на Лью, выигрывает в королевском Альберт-Холле чемпионат по чарльстону и получает контракт на танцы в кабаре с еженедельной оплатой в 50 фунтов стерлингов.
   Несколько последующих лет Лью Град продолжает карьеру танцовщика в Лондоне, затем и в Париже. Высоко оцененный парижской публикой за особое мастерство танца, Лью возвращается в Англию… Грейдом. Газета «Паримиди», описывая его выступление, тиснула фамилию танцора на французский манер: с буквой «е» на конце – не Crad, а Grade.
   Занятия танцами Лью прекратил после получения травмы колена. Однако и в шестьдесят лет, находясь в серьезной компании, мог запросто запрыгнуть на стол и оживить присутствующих зажигательным чарльстоном. Не выпуская при этом из рук огромную кубинскую сигару.
   Привезя  из континентальной Европы массу впечатлений и идей, Лью Грейд вместе со своим другом Джо Коллинзом (отцом известной английской актрисы Джоан Коллинз) посвящает себя поискам и продвижению талантов. Одними из первых его клиентов становятся гений губной гармошки Ларри Адлер и джазмен-гитарист Джанга Рейнхардт.
  В течение двух лет Лью служит в армии, занимаясь в основном организацией шоу для военнослужащих, а после демобилизации в 1942 году женится на красавице танцовщице Кэтлин Муди, от чего мать Лью приходит в ярость – в жены-то выбрана была не еврейская девушка, и даже отказывается прийти на свадьбу. Как бы отец оценил поступок сына, неизвестно – он умер в 1935 году.
   Примерно в это же время Лью уходит от Коллинза к младшему брату Лесли в театральное агентство, а в начале 50-х, оценив возможности зарождающегося телевидения, весь свой капитал вкладывает в акции «Ассошиэйтед ТелеВижин Корпорейшн» (АТВ) и на два десятка лет занимает в английском коммерческом телевидении господствующее положение, запустив сначала несколько сериалов (первый из них – «Перекресток», не сходивший с экрана 24 года), а потом и «Маппет-шоу», проданное в 112 стран мира. А за сериал «Иисус из Назарета» Лью Грейд, выступавший в роли продюсера фильма, удостоился аудиенции самого Папы Римского Иоанна Павла Второго, пожаловавшего ему орден Святого Сильвестра со звездой – самую высокую награду, которой Ватикан может отметить не католика.
  В Англии его заслуги тоже отмечены по самому высокому разряду: в 1969 году он принимает посвящение в рыцари, а в 1976-м становится пожизненным пэром и получает титул лорда Элстрийского.
   В музыкальной сфере он оказался, обманув группу «Битлз». В одном из своих пространных интервью Пол Маккартни рассуждал: «Пребывая в Ливерпуле, мы с Джоном Ленноном ничего не знали об авторских правах. Мы думали, что песни – это нечто витающее в воздухе и что они принадлежат всем. Мы продолжали так думать и когда познакомились с нашим первым издателем Диком Джеймсом, он сказал: «Входите. Садитесь. Ну что скажете? Посидите здесь». Так и была заключена эта сделка. А в марте 1969 года, когда у меня был медовый месяц, Дик Джеймс продавал наши песни, пока нас не было в городе. Вернувшись, мы воскликнули: «Дик! На это ты не имеешь никакого права!» А он ответил: «Хотите, поспорим?» И он был прав. Вот так и обстояло дело. Права были проданы, они стали товаром. Потом их купил Лью Грейд, глава АТВ. Так мы с Джоном Ленноном потеряли права на многие из наших песен. И Джордж Харрисон – тоже».
   В марте 1969 года компания «Норзерн Сонгз», владевшая всеми правами на музыкальное наследие «Битлз», обрела нового акционера. Лью Грейд, владевший к тому моменту тремя процентами акций «Норзерн Сонгз», приобрел у двух других учредителей компании еще 32% акций компании. В итоге доля АТВ во владении песенным архивом «Битлз» достигла 35% и превысила 30-процентный пакет, находившийся в руках самих «битлов».
  В течение пяти месяцев «ливерпульская четверка» пыталась отвоевать у «Норзерн Сонгз» свои произведения, но ничего не вышло: в сентябре АТВ Лью Грейда докупила еще 19% акций – и «Битлз» окончательно утратили контроль за своими песнями.
  Можно предположить, Лью Грейд давно ждал удобного случая, чтобы стать хозяином «Битлз» (по данным аудиторской компании «Артур Янг», в 1968 году группа заработала в общей сложности 154 миллиона долларов. Но без борьбы это сделать не удалось: возмущенные коварством Дика Джеймса, Леннон и Маккартни меньше всего хотели, чтобы право на их песни перешло к Лью Грейду. Они однажды даже пригрозили, что, если будут терять деньги от своих акций, вообще прекратят писать песни. Грейд, видимо, не обратил на эту угрозу никакого внимания, он всегда подчеркивал, что песни «битлов» – это не только творческая деятельность, но и важная часть их доходов.
  Также Джон Леннон неаккуратно сказал в адрес консорциума инвестиционных компаний Сити, владевших 19% акций, что не желает, чтобы его надували люди в пиджаках, сидящие в Сити на своих толстых задницах. Консорциум моментально перешел на сторону АТВ и продал ей свои акции. Лью Грейд победил. С того момента главная часть доходов от всех песен, написанных Ленноном и Маккартни, включая Yesterday, должна была поступать Льву Виноградскому.
    Умер Лью Грейд в 1998-м на 91 году жизни.

    прессу о людях с сигарой читала Оксана Сергеева-Маленькая

Оцените статью