Новогодние московские выставки: советский дизайн

Ремарки

    На большие новогодние праздники правительство Москвы сделало москвичам и гостям царско-культурный подарок – бесплатное посещение музеев!

 

    На большие новогодние праздники правительство Москвы сделало москвичам и гостям царско-культурный подарок – бесплатное посещение музеев! После скудного украшения нашей столицы я не ожидал такого щедрого и «правильного» сюрприза для граждан, которые в праздники готовы поглощать не только материальную, но и духовную пищу.
    Я посетил несколько выставок, но тронул и поразил вернисаж «Советский дизайн 1950-1980», проходивший в Манеже. Гуляя по залам музея, думаешь, что все эти бытовые вещицы из детства, из отчего дома и уже выставляются, как экспонаты прошлой эпохи… Посетителей было много: от молодежи до пожилых людей.
    Советские дизайнеры старались не отставать от развития дизайнерской мысли и это наглядно видно из представленных экспонатов. В СССР издавался и продолжает существовать журнал «Техническая эстетика». Проблема в том, что в приоритете были военные железки стратегического сдерживания, а легкая промышленность была падчерицей большой промышленности. Если бы дизайнерам дали волю развернуться, то многие привычные для нас вещи выглядели бы по-другому, а советско-российский дизайн был бы до сих пор актуален.
    О советский плакатах говорить можно много – некоторые актуальны и по сей день, например – «Жду указаний из центра!», а некоторые уже не реалистичны – «Молодежь, в текстильную промышленность!», если только в китайскую… В любом случае тексты плакатов заставляют задуматься о прошлом, настоящем и будущем. Очень понравились мне пиктограммы справочно-информационной службы, сделанные к Олимпиаде-80. Всего было разработано 239 позитивных и понятных знаков. В 1982 году на прикладном бьеннале в Брно авторы получили золотую медаль.
    Интересный факт – этикетку на папиросы «Казбек» еще до войны утвердил лично Сталин, но распространение они получили только после 1950-х годов, когда табачная промышленность стала массово производить папиросы, а не махорку.
    Оригинальный и современный образец чайного сервиза 1979 года с отпечатками рук, жаль, что такой сервиз изготовлен только как экспериментальный образец.
    На выставке представлены легендарный холодильник ЗИС, Латвийская стиральная машинка 1955 года, похожая на робота R2-D2 из фильма «Звездные войны», кажется, что она вот-вот взлетит или куда-нибудь укатится. Пылесосы, сделанные, как искусственный спутник земли 1961-го или какая-нибудь ракета. Вообще, космическая тема после полета Юрия Алексеевича стала популярной не только в СССР, но и во всем мире.
    Лозунг одного плаката гласил: «Мы ставили своей целью – создание социалистического производства, и мы достигли ее!». Так и есть. Цель была достигнута, после чего канул в лета такой наивный и милый советский дизайн ушедшей эпохи. Только до сих пор не создан новый лозунг для молодых российских дизайнеров.

    Эдуард Сухарев,
    специально для Сигарного портала


Оцените статью