Сегодня, 14 декабря, Госдума РФ рассмотрит в первом чтении антитабачный законопроект. «Что бы вы с курильщиками сделали?» — с таким вопросом журнал «Коммерсант-власть» обратился к известным в России людям.
Александр Музыкантский, уполномоченный по правам человека в Москве: Ничего. Борьба с курением не должна превращаться лишь в борьбу с курильщиками. Это сложный и длительный процесс, золотого ключика здесь нет. Запрет курения в общественных местах в конечном итоге поможет, но только если он будет проводиться с другими мерами — такими как, например, полное отсутствие табачной рекламы, прекращение тиражирования образа положительного героя с сигаретой в руках… Можно долго перечислять, что надо сделать, главное не ограничиваться запретительными мерами, тогда эффект будет.
Виктор Ерофеев, писатель: Я бы отнесся к ним очень гуманно. Мы все полны дурных привычек, курильщики не виноваты в своих привычках, многие курят только потому, что это маленькое удовольствие в пучине стрессовой жизни. Курение вообще для многих как лекарство, без него они просто не выживут. Поэтому власти надо не драконовские законы вводить, а думать, как людей избавлять от этой привычки. Надо запретить рекламу табака, рекламировать антитабачные препараты. Тогда, может быть, следующее поколение не будет курить. А нынешнему поколению надо оставить это удовольствие!
Николай Герасименко, первый зампред комитета Госдумы по охране здоровья: Я бы ограничил курильщикам их хотелки, чтобы они не портили жизнь другим. Я курил 30 лет и 15 лет назад бросил. Для этого нужно иметь силу воли и желание. Например, курить бросили Губенко, Жириновский, Морозов, Сурков… Права курильщиков заканчиваются там, где начинается право других граждан на чистый воздух. А нашим курильщикам свойственна хамоватая культура поведения, они курят везде, где хотят. И если таких людей не воспитали мать с отцом, то их ничто не воспитает, к ним нужно применять жесткие наказания. На улице, конечно, пока запрещать курить рано, нужно чтобы хотя бы не курили в ресторанах, на работе и в фильмах.
Олег Бетин, губернатор Тамбовской области: Я бы активнее вел разъяснительную работу и переубеждал. Когда люди понимают, чем грозит им курение, сами бросают. И мне жалко людей, которых заставляют курить в неудобных помещениях. Мне лично они не вредят. Для курильщиков необходимо выделить обустроенные места, специальные кафе. В конце концов, это право человека, и нужно сделать так, чтобы он не мешал другим и сам принял решение бросить. Курильщика нужно просто изолировать от общества на время курения, чтобы он не вредил детям и соседям.
Александр Адабашьян, актер, режиссер: Не знаю, я вот в процессе бросания, пытаюсь сократить число сигарет. И правильнее было бы курильщикам помочь это сделать, прежде чем вводить драконовские меры. Антитабачный закон мне не нравится, потому что когда что-то отменяешь, надо что-то давать взамен. Если бы у нас было огромное количество стадионов, спортивной инфраструктуры, тогда можно было бы мягко ограничивать курильщиков. Помню, когда я служил в армии, во время перекура к тем, кто не курил, подходил старшина и давал лопату — мол, иди работай. То есть курение поощрялось. И вдруг… От сигарет человек должен отказываться не потому, что этого требует закон, а потому что не курить полезнее.
Андрей Лоскутов, исполнительный директор Движения за права курильщиков, президент Российского сигарного союза: С курильщиками — ничего, они уже сделали свой выбор, главное, не допустить к табаку молодежь. Сегодня подростки начинают курить в 13 лет, вот на что нужно обращать внимание. Табак — легальный товар, поэтому взрослые люди, покупающие его на свои деньги, должны иметь возможность им пользоваться, не ощущая себя гражданами второго сорта. На работе, в больнице или ресторане для курящего человека должны быть созданы условия. Последний вопрос — где взять на это деньги. Сейчас стоимость табачной продукции устанавливается государством. Так вот курильщики готовы заплатить сверх установленной цены, если эти деньги пойдут на создание условий для них.
Алексей Островский, губернатор Смоленской области: Стараться им помочь, не ущемляя их прав. Государство должно регулировать политику по борьбе с курением таким образом, чтобы права курильщиков не были ущемлены, равно как и права тех, кто не курит.