ДОН

Ремарки

     Дон. Казаки с уважением обращаются к этой величественной реке - Дон Иванович. Многое поведал бы Дон Иванович на своих берегах. Но он, как старый казак, тихо и молчаливо курит свою трубку. И сизый пар поднимается над течением его вод. Дон велик, и люди на его берегах рождаются необыкновенные. Сегодня моё повествование будет посвящено основателю ростовской табачной фирмы, стоявшей в ряду крупнейших производств России, а именно Василию Ивановичу Асмолову (1828 - декабрь 1881).

Донские казаки, как много печали
Сокрыто под небом степным.
Ковыль белым морем под ветром сверкает
И Журки сбиваются в клин.
И мчатся, играя, сминая копытом,
Гнедая и конь вороной.
Их ржанье, как песня, несется игриво,
Сливаясь с гремящей грозой.
Покосы, покосы…
Вдохнув ароматы, полегшей травы на жнивье.
Я счастлив, братушки, что с Верхнего Дона
Начал свой путь по земле.

В. Пронин
07.08.2008

     Дон. Казаки с уважением обращаются к этой величественной реке — Дон Иванович. Многое поведал бы Дон Иванович на своих берегах. Но он, как старый казак, тихо и молчаливо курит свою трубку. И сизый пар поднимается над течением его вод. Дон велик, и люди на его берегах рождаются необыкновенные. Сегодня моё повествование будет посвящено основателю ростовской табачной фирмы, стоявшей в ряду крупнейших производств России, а именно Василию Ивановичу Асмолову (1828 — декабрь 1881).

     За 70 с небольшим лет все мы привыкли именовать ее ДГТФ — Донская государственная табачная фабрика. Эта безликая аббревиатура погребла под собой всю легендарность семьи Асмоловых, которые были основателями целой табачной промышленности на Дону.

     Василий АСМОЛОВ родом из Обояни, Курской губернии. По разным сведениям, то ли из вольных крестьян, то ли из разорившегося купеческого рода. Будучи погонщиком у коробейников, прошел Южную Россию, Польшу. Но, в конце концов, корни свои пустил в Ростове. Начал заниматься хлебной торговлей. За пару лет нажил на маклерских операциях три тысячи — и в мае 1857 г. открыл табачную мануфактуру. На работу принял семь рабочих. Его познания в табачном деле сводились к тому, что дело это чрезвычайно выгодное. Как пришла ему мысль с хлеба на табак переметнуться? Вот, что он сам рассказывал. Однажды взял в лавке четверть фунта табаку. Но принюхался — плохой табак, о чем и сказал лавочнику. Тот молча забрал «четвертку» и бросил на прилавок асмоловский гривенник. Купец не навязывался с товаром — это могло значить лишь одно: товар у него не залежится, даже такого сомнительного качества. Товар прибыльный.

     С мая по декабрь 1857 г. асмоловская фабрика переработала 600 пудов табака. Для расширения производства Василий Иванович нашел знающего компаньона — Г.И. Шушпанова, который стал заниматься производством. А сам Василий Иванович взял на себя реализацию товара и двинул в Москву.

     Продажи в Белокаменной рванули вверх, так как его конкурентами являлись лишь иностранцы. Асмолов организовал регулярную транспортировку табака из Ростова в Москву по Дону и Волге. В 1860 г. фабрика переработала уже 5 тыс. пудов табака. А теперь представьте: уже в 1861-м, т.е. через четыре года после запуска производства, асмоловский товар удостоился похвального листа на Петербургской выставке.

     Асмоловские табаки курили в Привисленском крае, в Прибалтийских губерниях, в Сибири. Василий Иванович, отказавшись от посредников, самостоятельно перешел к закупке сырья у турецких и молдавских плантаторов. Это оказалось намного ближе, чем на Кубу на перекладных за табачком ездить. Причем закупал про запас, чтобы в случае неурожая на табак выдержать два-три года без повышения цен и без снижения качества.

     С 1873 по 1880 гг. производство выросло более чем вдвое. За счет папирос расширился и ассортимент. Это те самые, знаменитые «асмоловские»!

     В 1865 г. товар Асмолова получил серебряную медаль на Московской выставке. В 1873-м — медаль на Венской выставке, 76-м — на Филадельфийской, 78-м — на Парижской выставках. В 1881 г. фирма удостоена двух золотых медалей Европейского общества торговли и промышленности. И в том же году выплатила таможенного тарифа на 150 тыс. рублей золотом.

     Но все мы не вечны, и, к сожалению, в 1881 г. Василий Иванович Асмолов умирает в Петербурге. В последний путь его провожали первые лица государства Российского и огромное количество ростовчан.

     Дело Василия Ивановича продолжил его брат Владимир Асмолов. Асмоловская табачная фабрика была преобразована в негласное товарищество «В.И. Асмолов и К°» (с участием Г.И. Шушпанова). Начинается переоснащение фабрики современными машинами, растет объем продукции (годовая производительность составила 60 млн.шт. папирос и 80 тысяч пудов табака), создаются новые производства, число рабочих достигает полутора тысяч человек. Годовой оборот возрастает до 5 млн. рублей.

     Табаки русские, кавказские, турецкие — только для продукции высшего сорта. Высшие сорта крошились исключительно вручную — машина резала слишком однообразно, к тому же табак от большого давления нагревался и портился. Крошеный табак поступал к набойщикам, которые развешивали табак на фунты и «четвертки» и упаковывали в обвертки. Последними в этой технологической цепочке были бандерольщики, которые наклеивали бандероли (ярлыки). В 1914 году Асмолов покупает табачную фабрику братьев Асланиди — за 30 тысяч рублей серебром, и фабрику Кушнарева.

     Вскоре Владимира Асмолова выбирают депутатом городской Думы. Как гражданин Ростова, он много занимался общественной деятельностью, благотворительностью и меценатством. В дар городу им была построена больничная палата. Когда сооружалось здание музея и библиотеки на Кузнечной (Пушкинской) улице, Асмолов возглавил строительную комиссию. Он предложил «для усиления музейного фонда» немного повысить цену билетов у него в театре. Собрать все же удалось только 16.595 руб. 37 коп. Тогда Асмолов доложил недостающие по смете 15.283 руб. 49 коп. из своих собственных средств. Построил он и ростовский циклодром — велодром. Объявление от 1902 г.: «Завтра на циклодроме В.И. Асмолова состоятся велосипедные гонки и состязания учеников атлетико-гимнастической школы г. Линдберга — в борьбе, поднятии тяжестей и различных гимнастических упражнениях». Проводились здесь и совсем экзотические соревнования на скорость- между велосипедистами и беговыми лошадями. Он строит больницу, богадельню и, что интересно, два клуба для любителей табака! Но в 20-е годы все, построенное Асмоловыми, было уничтожено.

     В 1882 году Асмолов получает разрешение «выстроить концертное зало» по Таганрогскому (ныне Буденновскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (ныне Пушкинской) улицами. Для осуществления проекта Асмолов приглашает академика В.О. Шервуда (автора проекта Исторического музея па Красной площади). 19 октября 1883 г. в Асмоловском театре в первый раз открылся занавес. А в последний раз это произошло в 1920 г. Сгорел.

     Именно Асмоловский театр, занимавший лидирующую роль в театральной жизни, сделал Ростов театральным городом. Он имел трехъярусный фасад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. Праздничность, веселость ему придавала прихотливая композиция на фасаде проемов разного вида, многочисленных кокошников, наличников, розеток, кронштейнов, вставок. В 1910 г. Асмолов продал театр адвокату Волкенштейну и предпринимателю Файну. Но навсегда, навсегда Асмоловский остался Асмоловским.

     Постепенно Владимир Асмолов отошел от табачных дел, уступив свой синдикат Ростовскому купеческому банку. Революция выбросила его без средств к существованию во Францию, где бывшему магнату и меценату пришлось пойти работать кочегаром. Умер Владимир Асмолов в полной безвестности и нищете. А Вы говорите, Всемирный экономический кризис! Что-то не видно наших олигархов с кайлом в руках.

     Дети Василия и Владимира Асмоловых дела отцов своих приумножить не успели, помещала революция, но и они оставили след в истории Дона. Наиболее заметной фигурой из второго поколения Асмоловых был Василий Владимирович, возглавлявший до революции Ростовский союз журналистов.

 

 

     Валерий Пронин

Оцените статью